История России. Часть 1
2024 ж. 20 Мам.
458 Рет қаралды
Начало цикла лекций о истории России. Говорим немного о славянах, образовании Древнерусского государства и роли варягов в этом процессе. Кратко обсудим норманскую и антинорманскую теории возникновения Руси. Ну и еще про разное по мелочи.
Посетить телеграм-канал про историю - t.me/pivhist
Поддержать рублем (ну вдруг) - boosty.to/historypodpivko/donate
0:00 Приветствие
1:22 Где жили предки славян?
2:11 Великое переселение народов
5:00 Расселение славян в Европе
8:31 Повесть временных лет
11:07 Догосударственное состояние восточных славян
14:28 Призвание варягов
18:04 Был ли Рюрик?
21:19 Начало спора норманистов и антинорманистов
24:56 К чему привел спор норманистов и антинорманистов
31:33 Что сделали варяги?
33:40 Завершение
Привет, очень интересная, живая подача материала, спасибо за работу🤝
بسیار عالیه، کاش زیرنویس هم بگذارید.
16:54 Про призвание Варягов киевлянин Нестор не особо обладал сведениями, а пользовался слухами. А вот новгородец Иоаким этот период описывает по другому: "Варяги же абие пришедше град великий и прочии обладаша, и дань тяжку возложиша на Славяны, Русь и Чудь. Людие же терпяху тугу велику от Варяг, пославше к Буривою испросили у него сына Гостомысла, да княжит во велице граде; и егда Гостомысл прия власть, абие Варяги большие овы изби, овы изгна, и дань Варягом отрече, и шед на ня победи, и град во имя старейшего сына своего Выбора при море построй, учини с Варяги мир, и бысть тишина по всей земли..... Гостомысл имел четыре сына и три дщери, сынове его ово на войнах избиени, ово в дому измроша, и не остася ни единому им сына, а дщери выданы быша суседним князем в жены, и бысть Гостомыслу и людем его о сем печаль тяжка, и иде Гостомысл в Колмогард вопросите боги о наследии, и возшед на высокая, принесе жертвы многи, и вещуны угобзи. Вещуны же отвещаша ему, яко боги обещают ему наследие от ложесн его; но Гостомысл не ят ему веры, зане стар бе, и жены его не раждаху: посла паки в Зимеголы к вещунам вопросите, и тии реша, яко имать наследовати от своих ему, он же ни сему веры не ят, пребываше в печали. Единою спящу ему о полудни, виде сон яко из чрева средния дщере его Умилы произрасте дерево велико, плодовито, и покры весь град великий, от плод же его насьщахуся людие всея земли: восстав же от сна призва вещуны, да изложат ему сон сей, они же реша: от сынов ее имать наследите ему землю, и земля угобзится княжением его, и вси радовахуся о сем, еже не имать наследите сын большия дщере, зане негож бе. Гостомысл же, видя конец живота своего, созва вся старейшины земли от Славян, Руси, Чуди, Веси, Мери, Кривич и Дрягович, яви им сновидение, и посла избраннейшие в Варяги, просити князя, и приидоша по смерти Гостомысла Рюрик с двумя браты и роды его» В Сказании о Словене и Русе этот эпизод описан так, что Гостомысл, будучи при смерти, завещал своим соплеменникам: "Земля же Руская тогда сверже с себя ризы сетованныя и паки облечеся в порфиру и виссон и к тому уже не вдовствуя, ниже сетуя, но паки по сем же и дети разилоди и на многа лета опочивая пребывши с премудрым Гостомыслом. Егда ж сии во глубокую старость прииде и не могий уже разсуждати, ниже владети таковыми многочисленными народы, ниже утишити многомятежных междоусобных кровопролитий в роде своем, тогда убо он премудрый, седый умом и власы, призывает к себе вся властели руския, иж под ним, и рече к ним осклабленым лицем: "О мужие и братие, сынове единокровницы, се аз уже состарехся вельми, крепость моя изчезает и ум отступает, но токмо смерть. А се вижду, яко земля наша добра и всеми благими изобильна, но не имать себе властодержца государя от роду царскаго. Сего ради в вас мятеж велик и неутишим и межъусобица зла. Молю убо вы, послушайте совета моего, иже реку вам. По смерти моей идите за море в Прускую землю и молите тамо живущих самодержцев, иже роди кесаря Августа, кровницы суще, да идут к вам княжити и владети вами, несть бо вам срама таковым покоритися и в подданстве у сих быти". И возлюбиша вси речь старейшинскую, и егда сей умре, тогда всем градом проводиша честно до гроба, до места, нарицаемаго Волотово, иде ж и погребоша его. По смерти же сего Гостомысла послашавсею Рускою землею послы своя в Прускую землю. Они же шедше и обретоша тамо курфистра или князя великого, именем Рюрика, рода суща Августова, и молиша сего, да будет к ним княжити. И умолен быв князь Рюрик, и поиде на Русь з двема братома своима, с Трувором и з Синеусом." И тут есть параллель с летописью Нестора, описывающего расположение Руси: "рѣка . Днѣпръ бо течеть изъ Воковьского лѣса . и потечеть на полудн҃и . а Двина изъ того же лѣса потечет̑ . и идеть на полуночьє . и внидет̑ в море Варѧ̑скоє . ис того же лѣса потечеть Волга . на въстокъ̑ . и вътечет̑ седьмьюдесѧтъ жерелъ . в море Хвалıискоє . тѣмь же из Русı можеть ити по Волзѣ . в Болгары . и въ Хвалисы . и на въстокъ доити въ жє̑ребии Симовъ . а по Двинѣ въ Варѧгы ." Значит Русы ходили из Руси по Двине до её устья и рядом с ним селились по берегу, назвавшись Русью Поморской, то есть Прусией. И охраняли они устье Двины от проникновения в реку скандинавских викингов. Потому русский глагол ВАРЯТЬ означает - предупреждать, оберегать. Вот Русь, по Нестору, охватывала территорию истока трёх русских рек: Волги, Двины и Днепра. И назвалась она по названию столицы РУСА. (ныне Старая, то есть Древняя Руса). На север от неё была Словения, по названия столицы Словенск., которую финны называли Venäjä (просто не выговаривая СЛО)
13:07 Вот о чём Вы здесь пишете, если первый союз племён северо-восточных славяно-русов образовался сразу после появления двух первых столиц - Словенска и Русы. В Сказании о Словене и Русе "Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком. Обладаша же и северными странами, и по всему Поморию, даже и до предел Ледовитого моря, и окрест Желтовидных вод, и по великим рекам Печере и Выми, и за высокими и непроходимыми каменными горами во стране, рекома Скир, по велицей реце Обве, и до устия Беловодныя реки, ея же вода бела, яко млеко. Тамо бо берущи дорогою скорою звери, рекомаго дынка, сиречь соболь. Хождаху ж и на Египетъския страны воеваху, и многое храбрьство показующе во еллинских и варварских странах, велий страх от сих тогда належаше." И уже в прошлой эре Арии уходят в Индию с идеей сословной, кастовой организации общества в государство. А по поводу конца прошлой и самого начала нынешней эры в учебнике для дворян сообщается. В. 188. Не примѣчаются ли воинскiя дѣйcтвiя РоссовЪ вЪ сей эпохѣ? О. Россы, Эстландцы, Финланцы или Чудь Курландцы и прочіе были союзниками Гелпapда, или Готеброда, Царя Шведскаго, противЪ союзниковЪ Фротона, Царя Датскаго. Россы дали потомЪ вспомогательное войско Галдану, Царю Шведскому и Готскому противЪ Ггарнона, Царя Норвежскаго, по прозьбѣ Фридлепа, сына Фротсна, Царя Дацкаго, которой долго служилЪ вЪ россійскомЪ войскѣ и былЪ у нихЪ вЪ великомЪ почтеніи; -------------------------------- (•) ПуфендорфЪ вЪ исторiи своей о Швецiи, напечатанной вЪ Амстердамѣ вЪ 1733. году стр. 16. Завоеваніе Шведскаго царства было награжденіемЪ побѣды Гервитовой, которой о немЪ здѣлалЪ расположение вЪ пользу сына своего тогожЪ имени. -------------------------------- страница 97 Россы поручили ему великочисленье войско, которое соединясь сЪ Шведами, вступило вЪ Норвегію и побѣдило Ггарнона." И вот от этих Россов/Русов и Финнов в Швеции, по данным ДНК-генеалогии, осталось 19% потомков Россов (ДНК - R1a1) и 11 % потомков Финнов (ДНК - N1c1). И примерно о том же пишет новгородец Иоаким. " По сем Вандал послал на запад повластных своих князей и свойственников Гардорика и Гунигара, с великими войски Славян, Руси и Чуди, и сии шедше, многи земли повоевав, не возвратишася,"
Марення сивої кобили 😂