Конечно, при первом знакомстве с фильмом возникает соблазн найти здесь драму столкновения свободолюбивого ребенка с миром взрослых уродств и ограничений. Учителя, воспитатели, «нормальные» родители, полицейские (до них дело тоже дойдет) - это, конечно, элементы системы «надзирать и наказывать». Но в нарративе Трюффо нет плохих и хороших взрослых.
Известно, что детство - это взрослый мир в миниатюре: те же кухонные наборы и машинки, Кены и Барби. Однако существует ли вообще настоящее взросление как качественный рост ума, ответственности, творческих способностей? В «Симулякрах и симуляции» Бодрийяр говорит, что Диснейленд существует для того, чтобы отвлечь внимание от того факта, что остальная «реальная» страна - тот же Диснейленд.
Такой же парадокс можно найти в фильме «Четыреста ударов». Вот полицейские коротают время за детской настольной игрой. И они не видят ничего необычного, в то, что мальчишку сдали в участок собственные родители. Как сам Антуан рефлексивно избавляется от украденной бутылки, так и его родители сбывают обузу. Характерно, что инфантильные взрослые и дети равным образом апеллируют к Большому Другому - государству, полиции, школе, колонии, любой инстанции, которой вменяется в обязанность решать наши персональные трудности.
Как фильм о невзрослении «Четыреста ударов» ловит своего зрителя на неуютном ощущении непопадания в реальность, бессознательного отказа от роли дееспособного цельного волевого субъекта. Как сказал Льюис Кэрролл, «Мы все, любовь моя, лишь состарившиеся дети, суетящиеся перед тем, как обрести вечный покой».
Настоящая проблема не в том, что взрослый мир подавляет детский. Обычные «онижедети» тоже любят жестокость и подлость. Дайте им взрослые смертоносные игрушки (например, умственно незрелым восемнадцатилетним новобранцам), и мир вздрогнет от ужаса и масштаба преступлений. Проблема в том, что стимулов и условий для растушей личности - с возрастающими требованиями ума и таланта - не существует. Социальный мир заморожен и пестует только коллективный инфантилизм и безответственность. Люди, которые не способны позаботиться о себе, рожают потомство, которое тоже никому не нужно.
ЧЕТЫРЕСТА УДАРОВ Les quatre cents coups, 1959
Режиссер: Франсуа Трюффо
Сценарий: Франсуа Трюффо, Марсель Мусси
Оператор: Анри Декэ
Композитор: Жан Константен
#киноликбез #киногид #артхаус #кино #авторскоекино #киноискусство #kinolikbez
Авторский онлайн-курс Вячеслава Корнева «СИНЕМАСОФИЯ» - clck.ru/37G3Nz
🎥 КиноЛикбез | Интеллектуальное кино в соц. сетях:
ВКонтакте - vk.com/kinoklik
Телеграм канал - t.me/kinolikbez
🎨 АртЛикбез | Современное искусство в соц. сетях:
KZhead - / @art-likbez
ВКонтакте - vk.com/likbezart
Вячеслав Корнев
ВКонтакте - vk.com/vvkornev
Facebook - / vvkornev
🎬 Поддержка просветительской деятельности:
Прямой перевод на карту СБ - 2202 2010 7084 3459
boosty.to/kinolikbez
мой любимый фильм в Новой Французской волне. Почему-то глаза заслезились в конце.
Интересно подать, рассказать - это талант. Ведущий, безусловно, им обладает. Спасибо огромное!
Очень люблю этот фильм и как педагог, и как поклонник новой волны. Действительно, многослойный и глубокий. Насчёт того, что взрослый мир ничем не отличается от детского никогда не думала, наоборот думала, что фильм об отчуждении этих двух миров. Сейчас понимаю, что оценивала его очень поверхностно. Спасибо за новые мысли.
Отличный разбор. Как раз недавно пересматривал картину. Маленький Лео превосходен, огромная удача что его "откапали" среди множества претендентов. Видимо режиссер считал также, раз образ Антуана Дуанеля имел такое долгое развитие.
Смотрела фильм не с самого начала, но фильм меня потряс. Родители, любите своих детей!!!
удивительно про музыку в фильме, она бьет прямо в сердце
Можно еще сравнить жизнь Антуана и его друга. При том что они все это проделывают вдвоем, расплачивается только Антуан. Друг живет в обеспеченной семье, отец его, видя что в комнате дым и замечая ноги прячущегося Антуана, все равно не ругает его. Друг говорит что был на море много раз, а Антуан нет. В общем есть тема несправедливости.
Отличный фильм, хороший разбор смотрел его год назад. Сцена с психологом и сцена в конце фильма у моря самые лучшие
Спасибо, Вячеслав! Чудесный фильм! Чудесный разбор! Вот так живёшь и иногда ловишь себя на мысли "неужели я взрослый?". Вот и ответ...
Спасибо, Вячеслав Вячеславович. А я всё забывал у Вас спросить о творчестве Франсуа Трюффо.
Рахмет Спасибо большое❤
Интересно. Когда смотрел, подумал "а есть ли по Брессону что-нибудь на канале?". Ну, конечно, есть! ))
Качество картинки, музыка и игра молодого актёра на высоте
Спасибо, люблю этот фильм. Музыка, по моему, подходит. Концовка - очень.
"400 ударов" - я почему-то сразу подумала, что это про сердечный ритм. А в последней сцене, 5-минутной "пробежке" героя, поняла, что не ошиблась: тот эмоциональный, адреналиновый всплеск главного героя вполне сопоставим с патологической тахиаритмией, что равно 400 ударам. И конечно же, эта финальная сцена ускоряет сердечный ритм любому сопереживающему зрителю, потому что невозможно оставаться равнодушным к происходящему на экране. И невозможно не заметить, что подобные истории происходят и сейчас в реальной жизни, хотя время другое, но детские травмы всегда одинаково печальны и трагичны.
Нет, это от французской идиомы «Faire les quatre cents coups». , Ее можно литературно перевести как «пуститься во все тяжкие».
@@Kinolikbez Спасибо. Я уже это поняла, послушав ваш разбор фильма.
Спасибо. Очень интересный разбор фильма. Люблю этот фильм.
Как щемяще поднялся голос разговоре о постаревщих детях
Спасибо!
Здравствуйте, уважаемый Вячеслав! Спасибо Вам огромное за Ваш труд! Скажите, пожалуйста, будете ли Вы разбирать фильм «Метрополис» Фрица Ланга? Или эта картина Вам неинтересна?
в свое время я его часто показывал в киноклубе, но тогда видео не записывалось. А сейчас вода утекла в этой реке))
@@Kinolikbez понял, спасибо.
Очень интересный рассказ о фильме. А вы не могли бы в подписях к видео делиться основными источниками или литературой, которую вы использовали при подготовке? Спасибо.
Трюффо о Трюффо: Фильмы моей жизни. М.,1987
Безценный фильм !!!
Очень угнетающий анализ. Замечательный, но ...
Я не согласна, что инфантильность взрослых -нормальность. Решение взрослыми проблем с позиции ребенка это то, что смяло и выбросило детство ГГ. Я считаю, что автор не хотел показать нормальность взрослых или этап взросления как он есть. Он показал его поломанную версию. Не зря финальная речь матери была такой жестокой и не вызывающей эмпатии. Дети, желающие уехать в большой город зарабатывать для автора трагедия.
Александр Сакуров : Кинематограф одно из самых низших форм искусств,пусть провалиться это кино !!!). Анна Ахматова: - Кино это театр для бедняков !!!)) Ф.Трюффо:-Кино искусство простое и оно приносит вред !!! (.
И где же тут про Путина?
Яхяххххххяхяхх,₽
Братчыоыавх
в конце он бежит , хочет успеть вступить в море, не снимая ботинок Антуан совершает мечту , касается моря , пока у него не отняли эту мечту . коснувшись все , мечта всей его жизни исполнена , финал
спасибо позвольте только не согласиться с тем , что море это ловушка. Море это Мечта. / по себе знаю . . В фильме Антуан проговаривает про море, / что не видел море , его друг перечисляет моря которые он видел , /Антуан говорит , что его возьмут в военное училище и высказывает предположение , Вот если бы во флот ! и даже украденное фото с Моникой говорит о мечте жить у моря