В конце 80-х три технологии помогли не только догнать, но и перегнать IBM PC другие платформы по многим параметрам. Из офисного компьютера, на котором играли, он стал настоящим игровым ПК, где стали выпускать эксклюзивы, делать качественные порты и создавать шедевры с передовой музыкой и графикой, о которых говорят до сих пор. А некоторые даже в них играют. И всё это случилось буквально за несколько лет. Об этом сегодня и рассказ.
👉ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ: / podcastogru
👉ГРУППА ВК: vk.com/podcastogru
👉САЙТ: old-games.ru
Игры в Выпуске:
Ultima VII
Doom
Links386
The Secret of Monkey Island
Thexder
King's Quest IV
A-10 Tank Killer
Mean Streets
и другие
00:00 Старт
00:51 - 1987 год и новые технологии
02:24 - Игры для 386-го: Ultima VII, Doom, Links
04:45 - 386 и IBM PS/2
10:59 - VGA и MCGA - Новые режимы графики
12:43 - Путь VGA к мейнстриму сквозь разные игры
16:12 - Прокрутка экрана на ПК
17:17 - Новый Звук. MT 32, Adlib, Tandy и примеры игр со звуком
25:55 - Covox Speech Thing, IBM Music Feature Card, Innovation - Менее известные форматы звука.
28:10 - PC Speaker и что с ним делали.
31:12 - Выводы и итоги.
32:35 - Windows, CDROM и Мультимедиа.
Поддержать выход новых видео можно на patreon.com/podcastogru Таймкоды: 00:51 - 1987 год и новые технологии 02:24 - Игры для 386-го: Ultima VII, Doom, Links 04:45 - 386 и IBM PS/2 10:59 - VGA и MCGA - Новые режимы графики 12:43 - Путь VGA к мейнстриму сквозь разные игры 16:12 - Прокрутка экрана на ПК 17:17 - Новый Звук. MT 32, Adlib, Tandy и примеры игр со звуком 25:55 - Covox Speech Thing, IBM Music Feature Card, Innovation - Менее известные форматы звука. 28:10 - PC Speaker и что с ним делали. 31:12 - Выводы и итоги. 32:35 - Windows, CDROM и Мультимедиа.
Парни, у Вас одна из самых ламповых серии подкастов, всегда рад Вашей болтавне, не бросайте это дело!)
Ребята молодцы, стараются собирают информацию, и становится обидно, что у всяких каналов про майнкрафт, где ведущий только кривляется и ведет себя как кретин, подписчиков в 1 000 раз больше, только задумайся, в тысячу раз!!!
боже храни ютуб, который мне это порекомендовал
Аналогично.
Как атеист поддержу вас словами, товарищ алгоритм Ютуба, спасибо за рекомендацию этого ролика
@@neilgromov6473 commy?
@@MrFurioushamster пролетарии всех стран соединяйтесь!
@@neilgromov6473 уже позняк, чернь обуздана и соединение не состоится. Расслабся
помню одну из самых впечатляющих покупок в 90-ых для своего первого пня - upgrade kit от creative: желто-синяя коробка в которой был 4x сdrom, звуковуха sb16 и белые пластмассовые колонки. набор этот стоил неимоверных денег
Sb16 прекрасно звучал.
@@Michael_Sh не спорю
Выпуск OGRU долгожданее, чем вот это вот всё с многотысячными просмотрами. В общем, радуюсь по-детски, что ли... Интеллигентность, ламповость. Дифирамбы вам, ребята))
У нас в школе в 91-м году стояло 10 двоек IBM. Видели бы вы те решётки и дверь. Вернее две двери.
Потрясающая глубина подачи материала, но чтож так мало про Covox? Российский пользователь в те времена редко мог себе позволить модный Sound Blaster, поэтому в руки брался паяльник, и по схемам передаваемым из рук в руки паялся элементарный DAC на резисторах, который в свою очередь подключался к LPT порту. И он бы не получил большого распостранения, если бы не существовало эмулятора SoundBlaster под ДОС, который имитировал работу DMA канала саундбластера, софтварно выводя звук на LPT порт в восьми битном формате. Да, это было моно, да частота была небольшой, да, эмулятор подтормаживал своим прерыванием работу игры, но каким это было чудом, когда персонажи в той же Dune-2 заговорили человеческими голосами, а пищащее пиу-пиу сменилось настоящими звуками взрывов. Так за клавиатурами поселились ещё советские магнитолы, имеющие линейный вход(РИТМ-303, например), и выполнявшие роль усилителя аудио сигнала и акустической системы одновременно.
Помню времена, когда Pentium 60, covox и арвид - это было очень круто, а игры в 320x200 и 256 цветов воспринимались как сегодня игры класса AAA.
Смешно, что ковокс паялся за пол часа из десятка резисторов.
Первым именно ПК (до того, как и у многих, был ZX Spectrum) у меня был в 1994 году 486SX с 4 МБ памяти. А несколько дисков из "Classic Collection" (и ещё некоторые тех времён) до сих пор в кладовке лежат, как книжки с прохождением игр.
Тоже в 1991 был Спектрум, а в 96 году 486 появился
Комп появился у меня только в 2007 году....до этого лет 10 мечтал только (
До 1991-92 года IBM совместимые ПК вчистую сливали, к примеру, Amiga. Помню, как я рвался от 386 поиграть на А500.
Режим 13 (MCGA) широко применялся вместо прочих более продвинутых режимов потому, что содержимое экрана могло храниться в одном сегменте памяти (320*200*1 байт = 64000, что укладывается в 65536 байт сегмента), и для программиста это было проще простого. Более детализированные режимы требовали переключение банков, что увеличивало сложность разработки на порядки.
386 процессор скачёк вперёд, причём значительный и более ощутимый. Приход VGA был сложным, вроде технология уже есть, а пока не используют. Поэтому какое-то время происходит застой, до того момента пока её не используют и в конце концов удешевят. Roland повезло стать прорывным устройством в плане звука, к тому же сильных конкурентов на то время у него не было. Adlib тоже шикарен по звучанию. GameBlaster не плох, но охват игр не тот. Вот Sound Blaster сумел измениться и достичь успеха. Спасибо за великолепный подкаст! :)
спасибо за ваш труд ! очень интересно и познавательно
помню, что квака первая орала, что не будет работать без мат.сопроцессора 387го или 287го. а встроенным мат.сопроцессор стал только с 486го.
А помните защитные экраны, такая рамка со стеклом, вешалась на моник)))
22:36 На Адлибе приятное звучание, хоть и простое. Некоторые электронные звуки прям режут слух - резкие, раздражающие. У Адлиб мягкое звучание. Даже если играет какая-то абстракция - её приятно слушать.
Спасибо за ролик! Вот как раз на конец этого периода и пришлось мое знакомство с индустрией. Правда, компьютеры на работе у отца, все-таки, закупали для работы. Поэтому, в течении первого года визитов к нему я довольствовался 286 с EGA, а звук доносящийся из колонок услышал только на домашнем ПК спустя четыре года. В общем-то, теперь наглядно видно положение с ПК-играми в этот период, описанное в "Masters of Doom". Когда какие-нибудь SoftDisk и Apogee делали игры "для народа", а мажоры (без кавычек) Sierra On-line и Origin для состоятельных господ, готовых выложить $6000 за комплюктер для дома.
Как всегда суперкруто! Какой обширный блок про звуковые карты! Тема компьютерной музыки и звука кажется просто неисчерпаемой!
Хороший выпуск! Как всегда, лампово и информативно! Прямо потянуло в Кингс квест 4 попробовать :)
Вы хоть бы на википедии посмотрели бы что-то... Doom создавался для 486-го! Он запускается на 386-м в 7 fps )
именно для 386 в Doom есть низкая детализация и возможность уменьшить рабочую область экрана.
@@theALFEST ну играть на экране размером в марку, не думаю что так задумано было =) Дум себя более менее начинает себя чувствовать только в районе 486-66
помню записал этот гольф, на моем 386 1 сцена после каждого удара грузилась минут 5, вырисовывая по кусочкам леса поля и горы,
Ребята, у вас очень интересные подкасты. Пожалуйста продолжайте.
Как я ждал-то этот выпуск! Рад Вам, ребят! Очень рад! Спасибо, кофе есть, печенька есть - приступаю!
За ковакс 70 баксов?!!! Два разъема и 7 резисторов!!! Я его бесплатно когда-то себе собрал:) Звучал вполне неплохо.
Когда услышал про Тенди - сначала подумал причем тут приставки??? ))) потом доходит что о данном девайсе первый раз услышал !!!
Очень интересный материал и подача хорошая - спасибо. У меня комп появился только в 1997 и это был К5, 8 МБ оперативки. Сколько было на винте уже и не помню. Но звука и СиДи точно не было сперва. Потом мы его с отцом апгрейдили, доставили звук, СиДи РОМ, разогнали память до 16, а потом, кажется, и 32 Мб, модем 14400 и Фидо, потом 56К. Винты меняли, в итоге там было два по гигу, или даже чуть больше. В итоге до 2004, кажется, года он у нас прожил на лицензионной 95-ке, кстати. Правда, мы ее с диска периодически переустанавливали.
Завидуете моему терпению :) отличная шутка с самоиронией.
Спасибо вам! Всегда смотрю с удовольствием... Ностальгирую... на ПК с 1995... до этого, как и многие, на Speccy.
Классный выпуск, помню как в 1991-м ездил к отцу на работу в компьютер поиграть, отец с коллегами играли в F-19, Digger и Tetris, а я залипал в Bad Street Brawler, Living Stone и Eden Blues. Кстати в Robbo имя автора музыки очень звучное.
688 attack sub была на мегадрайве. меня так поражала русская озвучка, когда за наших играешь. "на повйерхност!!"))))
Спасибо, очень интересно, как из дорогущей пишущей машинки, pc превратилась в игровую станцию :)
Блин - как всегда СУПЕР ребят! Столько сил наверно и времени потратили на создание такого большого и важного выпуска! Хотя иногда и цепляют ухо огрехи при диктовке текста... но главное что вы продолжаете делать такую годноту! Жгите дальше маэстро!!! Большое спасибо за видео! Как всегда =)
Спасибо, ребята! Как всегда, всё супер! Ещё больше захотелось Roland MT-32. Как говорится, one day... one day!
Наверное, я один из немногих счастливчиков, у которого были ZX Spectrum, 286, 386, 486, затем Pentium I и Pentium II. Помнится, был очень шокирован, когда впервые услышал звук из колонок с новомодным тогда Sound Blaster-ом в Mortal Kombat. После пищалок PC Speaker даже не знал, что игра может так красиво звучать. Скучаю по духу того времени.
Тоже были спектрум, 386 в начале девяностых, потом пентиум... Тоже помню радость, когда папа купил плату саунд бластер... )) Звук впечатлил. Скучаем мы по детству))
я сразу перепрыгнул с 286 на Pentium с Doom и Quake. 386 и 486 были у друзей, не скажу, что прямо мощные и могли мышцой поиграть.
вспомнил свой 386dx40 аж олдскулы свело
Супер. Спасибо. Ностальгия пробила...
В те годы игровые приставки реально рулили.
очень интересный период, спасибо. прикольно узнать, чего я там в настройках мультимедиа видел перед играми 30 мать его лет назад.
07:40 Я помню платы, на которых был разъем ISA и PCI.
Эх было время, помню собирал себе комп три года. Зарплата и тогда была ни о чём и приходилось покупать комплектующие раз в полгода. Сначала помню купил колонки без регулятора громкости "пассивки", потом звуковуху Саунд бластер, потом видюху S3 аж с 1 Мб на борту. Затем брал корпус и материнку под проц фирмы Цирикс или Сайрикс. Потом с рук купил винт на 210 Мб. Монитор брал у друга погонять, своего долго не было. А когда собрал всё, рубился ночи на пролёт в Хексен и Дум. Аж слеза накатывается о том времени.
После спектрума, в 93 году, 286 казался чудом с видеокартой в 256 цветов...
цыва, дюна2, вульфенштейн... )) Помним, помним. ;)
одна из любимых серий. пересматриваю более 5 раз
Впервые звук карточки ESS (аналога Sound Blaster) услышал в Doom, как работает бензопила. Это, конечно, было чудо после пищалки.
Quest for Glory II - это не VGA версия а фанатский ремейк вышедший в районе 2005 года, за авторством AGD Interactive
Это просто мегаконтент!!! Эти прайсы, которые я коллекционировал...
Очень круто! Спасибо за видеоканал и ваши передачи!
Пинболы хорошо играли на PC-speaker'е, помню, помню.
24:50 стерео-миди звучит афигенно! о_О я фшоке
Ну, наконеееееецто:) Спасибо! Помните ,вы - лучшие игровые подкастеры ;)
Здорово! Не знал, что PS/2 - это не просто стандарт разъёма, а целая линейка компьютеров, где он применялся впервые. А S-Video, который подозрительно похож, тоже оттуда пошёл? Или как?)
Спасибо вам,тут много информации которую я сам бы не нашёл,только кропотливо собирая!)
Парни спасибо! Вспоминаю прошлое,именно так и было)
Реклама на 6:55. Мерзские белые цисгендерные мужланы и сыксализированные фотомодели. Во время было, эх.. И еще башни-близнецы.
Какой я древний! Скупая слеза! Я ведь в "вольфа" играл на спикере! И мне рассказывали слышашие Саунд Бластер , что на SB - просто огонь, они там на немецком матеряться! Юность... "Goody", "Digger", "Prehistorik 2"...
А как зазвучало оружие в doom на саундбластере! 😁
Забыли рассказать о таком монстре в мире звуковых карт как ГУСЬ ! GUS - Gravis Ultrasound.
Сначала ковоксы были дорогие, но потом, по мере удешевления чипов, стали дешеветь, и, когда они стоили около 30 долларов, однокурсник даже решился разобрать один... увидев схему, он заперся в гараже и неделю не прекращая паял ковоксы, заливая их черной эпоксидкой, дабы секрет не уплыл. Днем он ходил на радио рынок и с умным видом спрашивал у всех какие-то дорогие и редкие микросхемы, а вечером, втихаря, в радиомагазине покупал резисторы коробками, опустошая им склады, и опять запирался в гараже. Говорят, он поднял на ковоксах в разы больше, чем на спектрумах весь митинский радиорынок... Реальная история, рассказанная одним из знакомых соседа брата подруги кореша студента того института :)
русский Джобс :)) понял что-таки на этом неплохо можно заработать.
Спасибо авторам за труд! Молодцы!
В качестве примера для PC-спикера лучше, наверно, было бы взять Grand Prix Circuit от Accolade. Хоть это была и не эксклюзивная игра для IBM PC, но спикер она использовала по максимуму и очень неплохо, по сути, не сильно нагружая процессор.
Причём были отдельные версии этой игры для EGA и VGA!
Продавались в 90 ые " сборники 200 игр" назывались там 90 % игр на 286 комп мой шло 😁 Ради того чтобы поиграть в Imperum Galactica и Armageddon я ходил по компутерным шарагам, в одной из которых мне поменяли мой хлам на 486 й 😁 А 486 если разогнать он мог тянуть игры, которые под 1й пень шли
Отличный выпуск! Ждем продолжения.
О, да! Помню свой 386SX с сопроцессором i287 со звуковухой Adlib и VGA с минимальной памятью - 256 кБайт. До сих пор коробка от Adlib жива - какой-то хлам туда сложен. ОЗУ поначалу мегабайта 2 было вроде.
Очень интересно, спасибо за подкаст.
пожалуй один из самых интересных выпусков, спасибо, комрады!
А как же supaplex? Имхо один из лучших треков для пищалки. Они не пытались насиловать pc-speaker и возпроизводить через него wav. Они позволили ему быть самим собой, и получилось классно!
Слава богу что транзисторы стали меньше чем тогда!
Может быть в мире ковоксы и не были популярны, но вот у нас это был самый доступный способ шагнуть в приличный звук на ПК. Его паяли энтузиасты и среди опытных пользователей разбежался он массово.
Как всегда супер информативно!!!👌
Отличный выпуск, благодарим пацаны
сегодня я узнал как назывался мой первый ПК! сыну покажу, пусть поугарает. Спасибо парни!
CMS в наушниках звучит круто Еду в электроне, смотрю вас - каеф!!
Спасибо огромное за видео
На 386 dx40 Doom2 работал, в отличие от 286. И это было круто. Но последний уровень тормозил сильно. А вот для работы Heretic пришлось докупать 387 сопроцессор. Без него игрушка висла. Эх... как давно это было....
Спасибо за контент! Потрясающе!
Помню приколюху древнюю тех времён: "Если к жопе присобачить сопроцессор фирмы CRAY, можно гадить в 2 сортира в 40000 раз быстрей".
Шык!!
Прекрасный репортаж! 286-е почти не застал, но позже встретился с 86-м (вроде как советского производства, только проц инозёмный) в котором материнская плата была собрана из 5-ти штук этажеркой. Эх....
Спасибо за выпуск
Граждане, не путайте разрядность шины данных с разрядностью адресной шины!
Спасибо за качественный контент 🙏
Автор Большой Молодец , удачи и успехов в будущих проектах
спасибо, парни
Наиболее продвинутым программированием того времени запомнился конечно же Кармак со своим вольфенштайном рассчитаным на 286 процессор, и решающим проблему скорости вывода на экран отдельной линии текстуры с помощью генерируемого на ходу исполняемого кода. Есть авторы, которые заявляют - дескать если бы в те времена у Кармака и Ромеро были возможности, то они бы уже делали полноценное 3Д, но это не так. Надо понимать откуда растут ноги, предшественник 3Д шутеров в 2Д - хаунтед мэншн, имел такую же концепцию игры(бравый дядька в кепке мочит всякую нечисть из двухстволки). Сами по себе первые попытки написать как вольф так и doom больше напоминают демки, где авторы постепенно шаг за шагом обкатывали концепцию вывода графики на экран вертикальными линиями и сама идея постепенно обрастала новыми "фичами", например разная освещённость секторов в движке doom появилась не сразу, а прорывом от вольфа к думу был конечно-же BSP - бинарное подразделение пространства, которое позволяло заранее подразделить карту уровня так, чтобы на ходу можно было выводить сектора в правильном порядке(с помощью бинарного дерева), не сортируя их по дальности, а невидимые - не выводить вовсе. Позднее BSP уже в полноценном 3D виде будет реализован в игре Quake-1. По поводу Вольфенштайна - как весело вспоминают западные олдфаги тех времён: внезапное "Oh mama!" можно было услышать из каждой второй двери офисника).
Уже спать лег, но поднял свою задницу, дабы написать СПАСИБО за труд!
Спасибо за труд.
А где про КОВОКС информация? )))) Этот "контроллер" я сам на коленке паял и вставлял в LPT порт )))
Больше спасибо очень интересно, моя история пк начинается с win95 в 98 году, а что было до практически и не знаю.
Tandy как и множество других IBM-PC совместимых не были "клонами", а официально лицинзировались IBM (в 88г IBM начала открывать для стороннего использования ключевые технологии ПК).
Covox можно было легко изготовить в домашних условиях. 8 резисторов и конденсатор, насколько я помню
Спасибо за ваш труд
Спасибо. Поностальгировал.
Ребята , спасибо за годный контент
Я человек простой: вижу на превью скриншоты из пятой и седьмой Ультимы - ставлю лайк. Хотя, кого я обманываю, я ещё проще: ставлю лайк под всеми видео og.ru
Отличный выпуск, лайк, хоть игры на ПК всегда были извратом мазахизмом и массой компромисов, тем не менее есть любимые серии
Как вас выбило из рекомендаций. Всегда было важно, а тут как будто забыл )
Хорошая аналитика, послушал с удовольствием.
Смотрю я на игры которые были на тех компах конца 80х и понимаю что для игры лучше было бы приобретать приставки. Такие игры как про подводную лодку я видел на Сеге. А вот уже когда появился Пентиум 4 и компы стали проще в обращении то стало ясно что они лучше любой приставки.
Спасибо за ностальгию
Оценил летящий R-9A на бэкграунде
Кайфую от ваших выпусков
Единственной фишкой реплики SSI в сегодняшнее время, это проигрывание музыки с комода. использование спикера под виндой - то еще удовольствие. Вешало систему наглухо, но зато звук был)
Один из лучших выпусков вообще