Как страдали программисты в 80-х. Подключаем Arduino модуль к БК 0010 и пишем для него игру

2020 ж. 14 Нау.
452 852 Рет қаралды

Привет!
Сегодня второй выпуск про наследие советских инженеров бытовой компьютер БК0010-01. И на этот раз мы попробуем запрограммировать управление внешними устройствами с помощью ассемблера (господи, какая ж это боль). То есть попробуем общаться с процессором компьютера напрямую. Вообще не завидую программистам 80-х. Мы взяли различные Arduino-модули - поиграли светодиодами, запрограммировали 7-сегментные индикаторы Мало того! Мы напишем собственную игру! А результаты будем выводить на физический внешний счетчик. Может быть кому-то наш ролик покажется излишне сложным. Пишите - поняли ли вы чегой-то или вообще ничего!
Мои программы для БК
yadi.sk/d/YLsXpXaynWMxEQ
Доп.материалы
Это мануал по Assembler для БК-0010-01
boulder-dash.narod.ru/bk_emula...
Транслятор ASM для БК-0010-01 на Python
github.com/imachug/PDPy11
Онлайн эмулятор БК
sisenis-1193.appspot.com/BK/bk...
Тут эмулятор БК из видео
gid.pdp-11.ru/
Какие компоненты мы использовали?
Сборка силовых ключей N-FET (Zelo-модуль)
amperka.ru/product/zelo-n-fet...
Паяльник CXG ROHS 936d (60 ватт)
amperka.ru/product/digital-th...
Светодиодная шкала
amperka.ru/product/bar-led?ut...
Светодиоды 5 мм (4 шт.)
amperka.ru/product/led-5mm?ut...

Пікірлер
  • На Ассемблере можно написать всё что угодно, но жизнь слишком коротка)

    @kalybaizhalgasbai376@kalybaizhalgasbai3763 жыл бұрын
    • сколько бы писали ту же рдр2 ? хотя ... китайцы могут , их много ! как раньше был стеб : в китае в дворовой драке пострадало 20 тысяч человек ! )

      @user-rl2lx6cu8w@user-rl2lx6cu8w3 жыл бұрын
    • Быстрее, нервы закончатся.

      @lq9263@lq92632 жыл бұрын
    • @@user-rl2lx6cu8w Это как про то, что в онлайн играх за мобов играют китайские дети ))

      @user-fh5dl2tp6p@user-fh5dl2tp6p2 жыл бұрын
    • @@user-fh5dl2tp6p а еще там армия влогеров сто миллионов человек.

      @user-px5nk6wq2e@user-px5nk6wq2e Жыл бұрын
    • Но можно же нанять 1000 человеков, чтобы данные человеки написали на ассемблере программу бутлоадер в которую загрузить программиста и жизни программиста хватит , чтобы на ассемблере написать вселенную!) ошибка в слове человекЪ была намеренной.

      @user-yh7ry7uu9o@user-yh7ry7uu9o Жыл бұрын
  • Программист в 80-х: Написал 1000 строк кода на ассемблере, создал несколько уникальных функций, запилил спрайтовую графику без рисования и сократил потребление памяти на 24 байта. Боже, как же я хорош! Программист в 2к21: помомгите у меня HELLO WORLD на жаваскримпте занимает 6 гигамбайт памяти...

    @user-uf7xy6yw7g@user-uf7xy6yw7g3 жыл бұрын
    • О да! Ассемблер "профессионально деформирует"! Я на нем лет 20 не писал, но до сих пор, если пишу программу, неважно, на чем, постоянно ловлю себя на разной херне, типа выровнять размер чего-то по границе 2^n, память выделять экономно, лишний объект в памяти "застрял" - катастрофа! Срочно все переписать! И прочая херь! Сам понимаю, что херь, но ничего с собой поделать не могу!

      @vadimtsarev4013@vadimtsarev40133 жыл бұрын
    • Причём от программиста JS это вообще не зависит.

      @Achmd@Achmd3 жыл бұрын
    • @@vadimtsarev4013 так может быть это и хорошо? или нет?

      @schildpatt14@schildpatt143 жыл бұрын
    • @@vadimtsarev4013 хорошо когда понимаешь, что происходит под капотом. Можно определять критично это или нет и либо исправлять, либо поставить метку в комментарии чтобы вернуться потом если что.

      @edranovdenis@edranovdenis3 жыл бұрын
    • и никто не страдал. asm рулит

      @MrNikitakis@MrNikitakis3 жыл бұрын
  • Программеры 80х отнюдь не страдали. Они наслаждались таинством.

    @vaseahabibulin8595@vaseahabibulin85954 жыл бұрын
    • Страдали, когда писали большую программу. Особенно на Радио86р с 32 кБ оперативной памяти, в которую нужно было загрузить текстовый редактор, компилятор, текст программы и чтобы осталось ещё место для скомпилированного кода. Приходилось писать по частям, периодически выгружая код и текст на магнитофонную кассету. Затем загружать отладчик вместо компилятора и текста и смотреть как все работает. Если нужно было исправить, то вместо отладчика с кассеты загружался компилятор с текстовым редактором.... Главное не перепутать кассеты и не стереть нужную информацию...

      @user-ww8qi3tk7p@user-ww8qi3tk7p4 жыл бұрын
    • @@user-ww8qi3tk7p Путь джедая ;) СССР-кого )))

      @henryneumann8585@henryneumann85854 жыл бұрын
    • @@user-ww8qi3tk7p Представляете как бы они страдали, если на том же железе пытались бы писать на arduino)

      @nikolaynaidenko3304@nikolaynaidenko33044 жыл бұрын
    • @@nikolaynaidenko3304 на спектруме был транслятор фортрана а еще был копировщик, который запихивали в область памяти принтера хотя как по мне, то это тупая затея проще было спаять компаратор и частотный фильтр и писать в одного магнитофона на другой я так на китаском 2х кассетнике на удвоеной скорости копировал, правда читал он только потом с моего магнитофона и при выставленном эквалайзере с подъемом 1-3кгц, а остальное наоборот задавливал и это при том, что там не было стирающей головки, только магнит и неизвестно, что там было с током подмагничивания наверное тоже не было, хотя магнитофон панасоник

      @kalobyte@kalobyte4 жыл бұрын
    • @@user-ww8qi3tk7p по сравнению с перфокартами и ручной печатью двоичного кода эти компуктеры были блаженством

      @user-ik7uk8zu4s@user-ik7uk8zu4s3 жыл бұрын
  • Как человек, писавший в то время на ассемблере, сменивший род деятельности и в последнее время пытающийся подружиться с современными языками программирования скажу, что тогда было проще, и никто прямо так не страдал) Писать на ассемблере, это как строить из кирпичей. Маленьких, ровных, одинаковых кирпичей) Программировать в современных языках - как строить из тетриса)

    @someone-user@someone-user2 жыл бұрын
    • сейчас программисты нахер никому не нужны. оплата падает из года в год

      @phedack_0074@phedack_0074 Жыл бұрын
    • тестировщики в тренде, а программистов нахер

      @user-on3jk8vw52@user-on3jk8vw52 Жыл бұрын
    • ​@@ningtanagrey9141, скажите, пожалуйста, в какой компании мидлам такие простые задачи дают?

      @alex_ra.@alex_ra. Жыл бұрын
    • Ну да... ты кстати почему Zдесь сидишь а не V окопе? 🤪

      @b213videoz@b213videoz Жыл бұрын
    • @@user-on3jk8vw52 вот именно :( мне больно от этого

      @Dark_Art_Space@Dark_Art_Space Жыл бұрын
  • Просто безграничный респект за то что заморочились с этим всем! Ценю вашу готовность переносить такую боль ради такого контента! Это правда очень круто!

    @liverlove5251@liverlove52514 жыл бұрын
    • Присоединяюсь. Огромный труд за кадром. Уважение.

      @garyalexandrin7192@garyalexandrin71923 жыл бұрын
    • Боль? Это для LSI-11 в машинном коде написать.

      @marxtl3842@marxtl38423 жыл бұрын
  • О, какая же гигантская работа проведена, мое почтение! А вы уже заценили, какой у него шикарный и компактный набор команд? А еще в восьмеричном виде команды когда записываются, то они практически представляют собой мнемонику ассеблерных инструкций. Например, 12701 - это "1" - команда MOV, 27 - адрес операнда, означающий, что операнд находится сразу после текущей команды, 01 - регистр общего назначения №1 (R1). Дополнительно, в указателе операнда "27" - двойка - это тип адресации, а семерка - это регистр общего назначения R7, он отвечает за указатель команд. Если чутка поковыряться, то можно научиться вообще машинный код читать и писать прямо с клавы. Впрочем, у вас ассемблер есть, можно не парить себе мозги, меня просто красота реализации машинного кода восхищала. PS. А, да, очень интересно конечно увидеть что-то еще. Игра, периферия, все что угодно. У вас отлично получается!

    @user-dq6xx9kb8p@user-dq6xx9kb8p4 жыл бұрын
    • я и писал в машкоде, но больше с дезасемблером, он подсвечивает код. У компилаторов конечно был плюс, они позовляли делать переменные, а так только прямой адрес или смещение. А вот принципиальной разницы между 8ричной и 16ричной нет.

      @momus1234@momus12343 жыл бұрын
    • @@momus1234 нет уж, после Спектрума и 16-ричного асма кодинг на БК с его 8-ричной это поначалу просто садомазо какое-то))

      @reddie_zx@reddie_zx2 жыл бұрын
    • @@reddie_zx это дело привычки на самом деле и в 8ричной и 16ричной вы в уме переводите на биты

      @momus1234@momus12342 жыл бұрын
    • @@momus1234 согласен... сперва и 16-ричную осваивать трудно, но все же, блин... первый раз вижу 8-ричную в написании программ. Только начинаю разбираться с БК, и после Z80-асма это жопа какая-то в плане кода. У Z80 четко понятно, что каждая команда делает, а у БК эти вот MOV (SP)+ или возвраты через загрузку регистров просто ужас)) Понятно, что ко всему со временем привыкаешь, но разница огромная. Тут даже портов ввода-вывода нет, просто запись-чтение памяти. Еще и нет привязки кадра к прерываниям...

      @reddie_zx@reddie_zx2 жыл бұрын
    • @@reddie_zx это тип кодирования PDP-11, с другой стороны intel x86 с его переменной длинны команды ещё жёстче :)

      @momus1234@momus12342 жыл бұрын
  • Файтинг на ассемблере с авторским геймпадом на советском телевизоре? Это офигенно! конечно продолжай! Я ради этого на колокольчик нажму))

    @user-ki9fz8fu9d@user-ki9fz8fu9d4 жыл бұрын
  • Лёх, тебя смотреть одно удовольствие!!! Работаю на ремонте компов и техники, очень многое от тебя узнаю и для себя подчёркиваю!! Классно, понятно, доступно всё объясняешь!!! Почему к меня не было такого учителя…

    @user-mo7ub6wm2d@user-mo7ub6wm2d2 жыл бұрын
  • Видео интересное. Давай еще! Давай про игру! Подключай модули ардуино. Само ардуино. К стати, NodeMCU позволит на твоем компе WiFi использовать. Ты наверное будешь первый кто БК0010 подключит к WiFi!

    @YIwUlXGRIiIMnXT@YIwUlXGRIiIMnXT4 жыл бұрын
    • @Evil Loner Соглашусь

      @safe3598@safe35984 жыл бұрын
    • Да как-бы БК уже года три как подключали к сети через WiFi, только браузера текстового не хватает. Но можно чего-нибудь для отладки вгонять таким образом локально. kzhead.info/sun/m7aPqKaPiKevnqM/bejne.html&feature=emb_title

      @Invalid_Device@Invalid_Device4 жыл бұрын
    • @@Invalid_Device В принципе, тот же gopher-браузер под нее написать не проблема - сервак с ним поднять легко, при наличии какой-нибудь дисковой подсистемы - уже и польза будет. Тот же IRC за пол вечера пилится. На спектрум все это дело уже есть(при чем есть вариант даже с soft-uart через Port A на AY - немного резисторов, ESP-12 и несколько проводов).

      @nihirash@nihirash4 жыл бұрын
    • К стати

      @user-yp6li3fu1l@user-yp6li3fu1l4 жыл бұрын
    • @@nihirash так просто на дуинке готовить спрайты, и выводить на бк=)

      @Bubaylo@Bubaylo4 жыл бұрын
  • Рой Батти: я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Прогер из 80х: подержи мое пиво и смотри...

    @IgorStepochkin@IgorStepochkin4 жыл бұрын
    • раньше действительно было своё у нас. всё своё. хуже-лучше, это другой вопрос. до стандартизации у нас были уникальные пк. потом стандартизировали и пк стали клонами зарубежных пк, а потом союз развалился и теперь мы ничего не производим. я застал еще черно-белые советские "корветы" с микродосом. это был трэш, но это было своё

      @user-nw8bf3py9n@user-nw8bf3py9n4 жыл бұрын
    • @@user-nw8bf3py9n ну есть Эльбрус свой. Если не важно хорошее/плохое, дорогое/дешёвое, то можно попробовать :-D

      @BlushSmith@BlushSmith4 жыл бұрын
    • @@user-nw8bf3py9n попробуй сделать это своё сейчас. Очень удивишься

      @user-tj7eo1sb3t@user-tj7eo1sb3t4 жыл бұрын
    • ник ник, что ты имеешь в виду? Ты точно на мой коммент отвечаешь?

      @user-nw8bf3py9n@user-nw8bf3py9n4 жыл бұрын
    • @@user-nw8bf3py9n ты написал что мы не производим. Я говорю, займись. Удивишься очень с того, что никто у тебя покупать не будет ) мы так то производим, у нас есть завод микрон.

      @user-tj7eo1sb3t@user-tj7eo1sb3t4 жыл бұрын
  • Ассемблер PDP-11 - это ни разу не боль! Это песня! Это сказка! Это полет души! Это свобода! А вот ассемблер 286, 386 - вот это действительно БОЛЬ!!! В 1990 году я купил свою первую БКху))) И серьезно засел за ассемблер. Сразу появилась куча места в оперативе и это при 16кБ ОЗУ + 16 кБ экранного ОЗУ. Проги писались легко и непринужденно, как на Бейсике, только габаритами гораздо меньше и работали намного быстрее. В 1993 решил освоить ассемблер IBM машин - ну а чего? БКшечный ассемблер я знаю, осталось только скорректировать знания по железу. Но не тут-то было! Мало того, что нормальной литературы по нему не было, так и сама архитектура оказалась косокривой - большинство операций выполнялись только через аккумулятор, постоянно нужно пользоваться стеком, адресация ущербная, фигня короче говоря полная.

    @mahovik68@mahovik683 жыл бұрын
  • Суперский видос, спасибо! Практика на таких древних компах намного интереснее чем обычное перечисление инфы конторую и так можно почитать в википедии.

    @altutov8973@altutov89734 жыл бұрын
  • 6:22 классическая ошибка в коде новичка. Последний светик не зажигается. 15:10 Баг в передаче состояний сегментов G и "точки" в символе 2 ;) Молодцы, что оставили в видео до исправления. Помню как на своём "Специалисте" писал прогу программатора для м/с 27C128, причём, чтобы была совместима с"Микрошей"... Жуть... Месяц, выкинутый из жизни, но я ни на йоту не жалею о том месяце...

    @fisher7452@fisher74524 жыл бұрын
    • Я с телефона не рассмотрю код. Он счёт начал с 1?

      @user-my2fu7qv7d@user-my2fu7qv7d4 жыл бұрын
    • @@user-my2fu7qv7d Угу. Хотя мог и ноль толкать, сэкономив один регистр и пару-тройку байт кода. А последний светик не зажёгся, потому что в 8-ой строке нужно не с #100000 сравнивать, а с #10000

      @fisher7452@fisher74524 жыл бұрын
    • @@fisher7452 Ти шо мозахист?

      @user-fh8zb4dt6f@user-fh8zb4dt6f4 жыл бұрын
    • @@user-fh8zb4dt6f То есть по Вашему все программисты-эмбеддеры мозахисты?

      @fisher7452@fisher74524 жыл бұрын
    • @@user-dd3gz8zk4k у меня нет, у людей - перфокарты

      @fisher7452@fisher74524 жыл бұрын
  • А я думал ты уже в деревне от вируса спасаешься. С самодельной рацией

    @xy-box@xy-box4 жыл бұрын
    • И с противогазом из бутылки

      @seintbel6893@seintbel68934 жыл бұрын
    • @@seintbel6893 хотел тоже самое написать

      @user-gg6ih1cs7y@user-gg6ih1cs7y4 жыл бұрын
    • +++

      @neuron01genetic@neuron01genetic4 жыл бұрын
    • @@MarkMath Забавно что она смогла их купить их же в больших городах все выкупили что санитайзеры что маски.

      @k1rundel@k1rundel4 жыл бұрын
    • n0isy2011 все эти спасальщики языком горазды спасаться

      @evgeniysvinovsky326@evgeniysvinovsky3264 жыл бұрын
  • Спасибо за шикарный видеоурок! Конечно, это все интересно, продолжайте! Например, темы на следующие видео: архитектура БК1001 и раскрыть более подробно как кодировать на ассемблере... Прям по разделам из мануала!

    @user-is5zl2xd9i@user-is5zl2xd9i4 жыл бұрын
  • Да я бы не сказал что Асемблер прям боль! Мне очень нравилось кодить под ZX-Spectrum(Z80) и я сильно упростил себе жизнь, тем что написал кучу готовых "библиотек" по сути кусков кода, которые просто потом использовал при необходимости и не нужно было всё кодить с нуля ;)

    @CompsMasterLive@CompsMasterLive3 жыл бұрын
    • ХА! Как раз Z80 ассемблер это боль с его "условными RET" и теневыми регистрами

      @b213videoz@b213videoz Жыл бұрын
    • @@b213videoz К нему быстро привыкаешь! :) Тем более если с него начинается знакомство с Асемблером :)

      @CompsMasterLive@CompsMasterLive Жыл бұрын
  • Снимаю шляпу, очень доступно о ассемблере и спрайтах. Спасибо за шикарное видео!

    @McPcholkin@McPcholkin4 жыл бұрын
    • Прочтал: "Снимаю ассемблер, очень доступно о шляпе и спрайтах" XD

      @NoName-kl2px@NoName-kl2px4 жыл бұрын
    • да нифига не понятно! чтоб программировать на ассемблере надо четко понимать систему команд процессора! тут же ничего толком не объяснил: вот программа, вот она работает. и это круто! а как оно работает и за счет чего? непонятно

      @user-ux2fc8rz8q@user-ux2fc8rz8q3 жыл бұрын
  • 21:47 Еще как интересно! Продолжайте)

    @exc6527@exc65274 жыл бұрын
  • Отличный ролик! С удовольствием посмотрел бы еще что-нибудь в этом духе! В свое время экспериментировал с Асмом, правда уже на х86, но дальше отбивания простенького ритма движком и лампочкой дисковода не ушел. Тем не менее, свою порцию ностальгии получил, огромное спасибо!

    @user-qh4no4vb7p@user-qh4no4vb7p3 жыл бұрын
  • Обязательно продолжай снимать подобные ролики! Пересмотрел взгляды на программирование в целом))

    @user-wp4md8uc3m@user-wp4md8uc3m2 жыл бұрын
  • Спрайтовый файтинг? Конечно, интересно! Это же трэш, угар и садомия)

    @user-om9xg5vm4v@user-om9xg5vm4v4 жыл бұрын
    • Нет, это САДАМИЯЯЯЯЯЯЯЯ!!

      @user-bf7oz5fk9h@user-bf7oz5fk9h4 жыл бұрын
    • Мортал комбат до того как стал известен.

      @GoNoRAR-xv3qo@GoNoRAR-xv3qo4 жыл бұрын
    • та ладно, спрайтами делали 3D бегущие строки )) чтобы все двигалось плавно, нужно было только использовать подобие современного vsync

      @orkoteg09@orkoteg094 жыл бұрын
    • @@GoNoRAR-xv3qo В смысле до того как стал известен, он изначально был спрайтовым, и свою популярность получил именно в спрайтовом виде.

      @avotaramoja2937@avotaramoja29374 жыл бұрын
    • не уверен, что половой акт с машиной можно назвать содомией... это уже ваше подсознание вас подталкивает к чему-то....

      @khatuntsovmikhail6223@khatuntsovmikhail62233 жыл бұрын
  • Блин, это супер-интересно! Я в интернете что-то подобное всего раз пять видел, и то не настолько досконально и качественно. Большое спасибо за видео, с нетерпением жду новую часть!

    @LemonGod@LemonGod4 жыл бұрын
  • класс!!! побольше бы таких видео, нефига не скучно а наоборот интересно, еще бы видосов про ретро машины и программирование на них

    @user-pd6eu8jf9y@user-pd6eu8jf9y4 жыл бұрын
  • БК0010 имел вполне понятную архитектуру если сравнивать с 8битными машинами с одной и с более развитыми 16/32 битными с другой. Простая организация адресного пространства, очень хороший набор команд процессора. Памяти маловато - это да. Тот случай, когда писать на машинном коде было не особо сложнее чем на ассемблере.

    @tuxmarinetux3732@tuxmarinetux37322 жыл бұрын
  • Какое тёплое и ламповое видео. Пойду достану свой спектрум.

    @winmustdie@winmustdie4 жыл бұрын
    • спектрум это недокомпьютер

      @mmm43kir@mmm43kir4 жыл бұрын
    • @@mmm43kir Спектрум это суперкомпьютер. Но тебе этого не понять.

      @saszab@saszab4 жыл бұрын
    • @@eugenebezhan Ты не шаришь. Спектрум компьютер культовый. В начале 1980-х «ZX Spectrum» был одним из самых популярных компьютеров в Европе. Благодаря дешевизне и простоте конструкции это был первый массовый доступный компьютер в Советском союзе. Все же БК и радиокомпьютер могли собрать только энтузиасты и программы под него приходилось писать самим, в то время как для спектрума было море программ с запада. Да чаще всего в СССР его использовали в самой бедной комплектации с телевизором в качестве монитора и магнитофона в качестве внешнего накопителя, но у тех кто побогаче или порукастее для спектрума была вся нужная периферия, цветной монитор (15 цветов это просто бомба для тех времен), параллельный и последовательный порт, работа с дисковой системой с поддержкой двух дисководов, джойстики, возможность воспроизводить трехканальный звук на базе AY-3-8912, были даже принтеры, дигитайзеры и.т.д. В плане программного обеспечения там также было все, от редакторов графики, и текстовых редакторов до компиляторов и игр. Собственно он мог делать все, и был для своего времени очень продвинутым. Видимо ты слишком поздно родился чтобы оценить эти возможности на фоне приходящих на смену x86 машин.

      @AWSXDER@AWSXDER3 жыл бұрын
    • @@eugenebezhan Оу сори, не тому ответил.

      @AWSXDER@AWSXDER3 жыл бұрын
    • @@eugenebezhan Просто лиж бы гавкнуть!

      @user-fs4dw9hd8s@user-fs4dw9hd8s3 жыл бұрын
  • Конечно продолжай, обожаю подобные видосы про ретро технику

    @user-ft9nf4qx2m@user-ft9nf4qx2m4 жыл бұрын
  • Уже жду: Мортал комбат до того, как стал известен.

    @GoNoRAR-xv3qo@GoNoRAR-xv3qo4 жыл бұрын
    • Только назвать нужно не мортал комбат (смертельная битва) А как нибудь благо звучнее по русски

      @BurguyMtl@BurguyMtl3 жыл бұрын
    • @Mightdragon думаю, что с парой буферов-ресемплеров и такое можно реализовать. вопрос только зачем? ардуинка за 100р будет производительне

      @actualsound8195@actualsound81953 жыл бұрын
    • Игра называлась "Десант" или "Десантник". Была серия игр для БК. Там были лабиринг, автогонки, файтинг. В начале 1990-х её видел. Сейчас на ютубе посмотрел, там есть более поздняя 1994 года. Но я точно знаю, что играл где-то в 1991 году в неё...

      @OPKECTPAHT@OPKECTPAHT3 жыл бұрын
    • Ну это тебе к телблогу

      @songoshshorts4247@songoshshorts42473 жыл бұрын
  • Спасибо за ролик и да, очень интересно увидеть продолжение. При этом результат желательно залить в сеть или просто вставить в конец ролика в виде аудио дорожки. С радостью потестирую на своем БК!

    @ArtyomKostyuchenko@ArtyomKostyuchenko4 жыл бұрын
  • конечно интересно, пили дальше.. один из самых интересных сюжетов

    @magical_poof@magical_poof4 жыл бұрын
  • Игрулька про короновирус зайдёт. Сюжет: уклоняясь от короновируса, нужно добывать туалетную бумагу.

    @redtex@redtex4 жыл бұрын
    • а почему не спички и соль?

      @zybex3238@zybex32384 жыл бұрын
    • @@zybex3238 это уже не модно.

      @user-tg6yo7io2y@user-tg6yo7io2y4 жыл бұрын
    • Крышки сойдут?

      @proger8433@proger84334 жыл бұрын
    • Это потому что от коронавируса понос?

      @user-so5ki3zr7m@user-so5ki3zr7m4 жыл бұрын
    • Представляем вам новую революционную игру коронавирус Вам надо Добывать Еду воду драться в магазине за банку тушонки Фильтровать добытую воду Драться на смерть за последние маски Менять маски каждый 2 часа Искать мыло чтобы не сдохнуть вам предстоит пережить вирус и многое другое Звучит грандиозно но увы это мечты )))

      @Foxy185@Foxy1854 жыл бұрын
  • Ох, этот прекрасный скрипящий звук клавиш! На всю жизнь он мне в мозг въелся, со времен "Искры-1030". Золотое было время))

    @tov.lukich3672@tov.lukich36723 жыл бұрын
    • Это так то не звук клавиш. А системного динамика в БКшке.

      @reistlinmadjere4573@reistlinmadjere45733 жыл бұрын
  • Очень хорошо сказано! Писание на ассемблере больших программ - и эмулировать плавающую запятую - это реально взрыв мозга! Кстати аудио сигнал с ноута может быть низким для БК - возможно нужен простейший УНЧ.

    @andrewandrosow4797@andrewandrosow47973 жыл бұрын
  • Про ассемблер пили, а ещё расскажи людям про колибри ОС, и найди железо минимально необходимое для её запуска.

    @GenriEnter@GenriEnter4 жыл бұрын
  • спасибо за ностальгию) От писателя кода на ассемблере для zx-spectrum)

    @alex0xFFFF@alex0xFFFF4 жыл бұрын
    • Я тоже нлостальгирую по ZX. Хотя писал на ассемблере для БК на Микро1103 и хакал King's Valley гениального Шишкина с помощью mirage. :)

      @Al.Sy.@Al.Sy.3 жыл бұрын
    • я буду помладше - загружался с дискет на первых пеньках: загрузчик, командная строка, файлы (пришлось писать драйвер под FAT16), подобные игры. 640Кб хватит всем :)

      @iSwear2@iSwear23 жыл бұрын
  • Шикарно! С каждым разом все интереснее выпуски! Эта тема очень понравилась

    @blogaster@blogaster4 жыл бұрын
  • Увлекательно, ожидаю продолжение, спасибо)

    @sofandr3629@sofandr36294 жыл бұрын
  • За ЗВУК отдельный Лайк!!! Ребята, вы молодцы! Не останавливайтесь! Очень сильно ждём продолжение!

    @omygod1984@omygod19844 жыл бұрын
  • Класс спасибо за видео всегда мечтал увидеть советский компьютер в действии. делайте ещё видео.

    @DD-fg4td@DD-fg4td4 жыл бұрын
    • посмотрите лучше комп Вектор-06Ц там 16 цветов одновременно, 256 последовательно. Есть даже сайт где можно поиграть во все игры. sensi.org/scalar

      @DmitryDaren@DmitryDaren4 жыл бұрын
  • Спасибо за интересное видео. Хотелось бы увидеть продолжение.

    @OP-the@OP-the4 жыл бұрын
  • Спасибо, МакФлай, за путешествие! За эти звуки из магнитофона и клавиш бкшки! Карандаш клади для аутентичности эпохи)

    @mahometalisultanov8148@mahometalisultanov81483 жыл бұрын
  • Да уж, круто ребята! Прям рассказал как учитель. Спасибо

    @Sergey_DmitrievichD@Sergey_DmitrievichD4 жыл бұрын
  • Ой, на 0:39 видно, что вместо «Cindy» на кассете написано «Sindy» :) Это же не просто набор букв, а имя Cindy Crawford, портрет которой использован в демке. За ролик спасибо. БК - круто! ;)

    @Manwe_SandS@Manwe_SandS4 жыл бұрын
  • Определенно продолжай развивать тему, очень интересно и познавательно!! :)

    @GoogleAccount-zu2il@GoogleAccount-zu2il4 жыл бұрын
  • Однозначно лойс. Парень- молодец!!! Люблю ассемблер, но сейчас только под AVR для себя пишу. Классно объясняешь и смотреть интересно.

    @user-bi2cr9zz3s@user-bi2cr9zz3s3 жыл бұрын
  • Шикарный эффект "запись на стекле"

    @ru0abu901@ru0abu9014 жыл бұрын
    • он пишет права на слева ,левой рукой?

      @stickoroch4477@stickoroch44774 жыл бұрын
    • @@stickoroch4477 отзеркалил

      @nasrvkvsh@nasrvkvsh4 жыл бұрын
    • Этому "эффекту" лет так 50....

      @user-gb6wj6fn9x@user-gb6wj6fn9x3 жыл бұрын
    • @@nasrvkvsh но пишет левой рукой же?

      @Kern1909@Kern19093 жыл бұрын
    • @@Kern1909 ну и че, я тоже левша

      @nasrvkvsh@nasrvkvsh3 жыл бұрын
  • Круто! Продолжение было бы желательно)

    @TheoDu@TheoDu4 жыл бұрын
  • Будет интересно, ждем продолжение. Спасибо большое.

    @winterzaubermann@winterzaubermann4 жыл бұрын
  • Очень интересно рассказано, хотим продолжение тематики)

    @user-ek2id3sh9b@user-ek2id3sh9b4 жыл бұрын
  • Ааа спасибо за выпуск. Я занимался этой же фигней на БК0010 еще в школе. На ассмблере написал Sokoban.

    @OlegOvechkin@OlegOvechkin4 жыл бұрын
  • даааа!!! очень круто! даешь еще видосы про ассемблер и спрайтовые игры! (У меня отец программировал на ассемблере цветомузыку, тот еще гемор)

    @AlexSnopow@AlexSnopow4 жыл бұрын
  • Будет интересно увидеть всё, в особенности использование всех возможностей компьютера, если какие-то есть интересные. Кстати, цветом можно кодировать яркость на черно-белом мониторе, соответственно рисовать спрайты четырьмя оттенками серого.

    @evgenius123_@evgenius123_4 жыл бұрын
  • Спасибо за ролик! Продолжайте!

    @vdmivanhoe@vdmivanhoe4 жыл бұрын
  • Шикарный выпуск! 👍

    @victorn1199@victorn11994 жыл бұрын
  • Спасибо за выпуск! Дерево на 17:13 топ!

    @iltyakow@iltyakow4 жыл бұрын
  • Классное и душевное видео ))) спасибо тебе!

    @Feelin81@Feelin814 жыл бұрын
  • Огромное спасибо. Я получил огромное удовольствие. Ностальгия. Пересмотрел все понимание этой темы. Нахлынули воспоминания о корвете, ямахе.

    @garyalexandrin7192@garyalexandrin71923 жыл бұрын
  • Давай, жги))) ждем следующий видос))

    @alexey-art-studio@alexey-art-studio4 жыл бұрын
  • Продолжай, очень интересно.

    @goodmilk7849@goodmilk78494 жыл бұрын
  • Очень интересно! Буду ждать продолжения!

    @wison1989@wison19894 жыл бұрын
  • Продолжай в том же духе! Не терпится увидеть дальнейшее развитие проекта! ^^

    @outcast-5584@outcast-55842 жыл бұрын
  • Интересные эксперименты с БК - мы тоже в конце 80-х делали с БК много чего подобного. Правда, ассемблер для таких целей, конечно, далеко не обязателен - у БК стандартный Бейсик-полукомпилятор (Вильнюсский Бейсик) очень быстро работал с целыми числами и портами (в десятки раз быстрее, чем обычные интерпретаторы), так что написать подобные программы (для управления светодиодами или движения спрайтов по экрану) можно было на Бейсике, и времени на это ушло бы раз в 10 меньше... Кстати, на этом Бейсике было сделано множество игр, и очень приличных (хотя часть из них использовала подпрограммы в машинных кодах для ускорения вывода на экран или, например, звуковых эффектов). Правда, я, например, тоже писал на ассемблере, поскольку он был относительно простым и удобным, да и по скорости работы программ, конечно превосходил все языки высокого уровня (к тому же у меня был бк-0010, у которого в ПЗУ только Фокал, а Бейсик загружался с кассеты :). Кстати, языков на БК было, конечно, не три - кроме ассемблера, фокала и бейсика, использовались и другие популярные в то время - Форт, Си и т.д., но, естественно, во много раз реже, чем первая троица (Бейсик и фокал были зашиты в ПЗУ). А ассемблер на БК (как и других компьютерах с системой команд PDP-11) был просто замечательный - с простой, удобной и эффективной системой команд. Набор команд и ассемблер pdp-11 послужили прототипом для многих популярнейших процессоров - семейства 6502, 68000, отчасти risc-процессоров и т.д.

    @vladtru9670@vladtru96704 жыл бұрын
  • Новый видос!) Ура товарищи!!)

    @user-ii5gl4hx2g@user-ii5gl4hx2g4 жыл бұрын
  • После такого я подпишусь! Большое респект!)

    @deaconisaev@deaconisaev4 жыл бұрын
  • Очень интересно, продолжайте в том же духе !

    @ArduBlock@ArduBlock4 жыл бұрын
  • Очень круто!!! Давай ещё!!!

    @user-xc4bu5mt8e@user-xc4bu5mt8e4 жыл бұрын
  • Очень интересно, продолжай

    @devkit341@devkit3414 жыл бұрын
  • Респект за видео! Если бы все сейчас пользовались ассемблером, то современные процессоры и тонны оперативки были бы не нужны.

    @anarrichjr6747@anarrichjr67473 жыл бұрын
  • каждый раз смотрю видео и каждый раз убеждаюсь, что подписался на канал не зря!

    @user-kz7ti7rc9j@user-kz7ti7rc9j4 жыл бұрын
  • 14:30 Хорошая отмазка, чтобы не делать корпус...

    @donrumata5299@donrumata52994 жыл бұрын
    • Я в 90-м году делал корпус для ZX -spectrum ! Из железа 1,5 мм! Просто железная коробка с квадратными дырками под кнопки клавиатуры.Сверху отчеканена надпись ZX spectrum!

      @designerFCDK1927@designerFCDK19273 жыл бұрын
    • @@designerFCDK1927 Уважаю.

      @user-iq2qe3zd6v@user-iq2qe3zd6v3 жыл бұрын
    • @@designerFCDK1927 Дубна-48К - ваше? :-)

      @user-pe5fk4jp3e@user-pe5fk4jp3e3 жыл бұрын
    • @@user-pe5fk4jp3e Нет, я вообще инженер- механик.Работал на штамповочном станке.

      @designerFCDK1927@designerFCDK19273 жыл бұрын
  • В колледже учили ассемблер, и да - это боль! Хотя я делал лабы половине группы. Спасибо за видео!

    @user-hp8zp6kq5h@user-hp8zp6kq5h4 жыл бұрын
    • Очень странно, это должна быть боль для людей неверно выбравших профессию. Впрочем я таких много видел, причём нередко они отлично кодируют. Ноют, что денег мало (если их мало) и занимаются ненавистной работой.

      @IExSet@IExSet3 жыл бұрын
    • В институте наслаждался написанием компактных и эффективных программ на masm'е... )) Боль - это видеть современное программирование... когда программы "пишутся" кликаньем мышки... когда, как был выше коммент, "Hello world!" занимает гигамегабайты... когда во главу критерия разработки ставят скорость создания программы, а не её эффективность... "трансфинитное программирование" ептить... ))) И да, "... и сократил потребление памяти на 24 байта. Боже, как же я хорош!..." ныне мало кто оценит... Печалька... )) Ныне "искусство" программирования выродилось в тупой кодинг... Вот это действительно печально...

      @byzero7095@byzero70953 жыл бұрын
  • колоссальная работа, бро! Респект!

    @Gm534@Gm5344 жыл бұрын
  • Огонь выпуск, развивай дальше тему с бк и ассемблером

    @omnomnom2605@omnomnom26054 жыл бұрын
  • Впервые столкнулся с твоим каналом и количество вложенного труда меня удивило, сам не представляю как я бы программировал на ассемблере) Заслуженный лайк, продолжай)

    @DenisArieiakhov@DenisArieiakhov4 жыл бұрын
    • Возьми да попробуй, под тот же контроллрер типа авр - это не сложно и даже доставляет.

      @easyelectronicsru@easyelectronicsru4 жыл бұрын
    • Под MSP430 лучше. Он больше на PDPшный похож. Хотя бит C сделан явно через одно место.

      @nevaznozabil@nevaznozabil4 жыл бұрын
  • Я сначала подумал, как он на стекле зеркально рисует так, что нам все понятно, а с его стороны текст отзеркален будет. Потом дошло что при монтаже видео отзеркалили просто.

    @call_me_ondreo@call_me_ondreo4 жыл бұрын
    • Капец..

      @ruslan_yefimov@ruslan_yefimov4 жыл бұрын
    • Ага, шустро так, ещё и левой рукой

      @aleksbotler5358@aleksbotler53584 жыл бұрын
    • 21 век)

      @karim4046@karim40464 жыл бұрын
    • у меня первая мысль была, что чел регулярно делает аналогичные видео и уже настолько набил руку, что делает это не напрягаясь

      @user-bh3yp8rz7g@user-bh3yp8rz7g4 жыл бұрын
  • Огонь! Спасибо и респектище!

    @Vasilisa7727@Vasilisa77274 жыл бұрын
  • Привет! Крутой материал. Мне в детстве, году в 96-98, попал в руки Commodore 16 с магнитофоном и куча журналов "Вычислительная техника и её применение". На Commodore был Basic, который приходилось осваивать подбором. Когда писал программу больше 100 строк, заканчивалась память. А в журналах была такая рубрика "Возьми БК за рога!". Там были листинги игровых программ в машинном коде. Но мне они для Commodore не подходили. Там была инструкция poke, у меня был другой формат, чем у БК. Меня это жутко бесило. Я думал, "Вот счастливчики эти обладатели БК". Понятно, какой кровью писалось всё это добро) Ну, короче, ты взял БК за рога)

    @hvfscbjhgvddzco@hvfscbjhgvddzco4 жыл бұрын
  • Следующее видео: пробиваем программу на перфокарте

    @neonbrickchannel2136@neonbrickchannel21363 жыл бұрын
    • ))

      @user-yv8pe7zv2f@user-yv8pe7zv2f3 жыл бұрын
    • А дальше - не перфоленте...

      @MrOMEGARUS@MrOMEGARUS2 жыл бұрын
    • Перфокарту надо распечатать на 3д принтере

      @user-ve4sc8nc2c@user-ve4sc8nc2c2 жыл бұрын
  • Да, блин да. Сделаете это ребят. Техно советвейв в массы

    @user-ux2yy9bn6e@user-ux2yy9bn6e4 жыл бұрын
    • нужно еще тупое бипер музло

      @zybex3238@zybex32384 жыл бұрын
  • Давай) Очень интересно, что из этого выйдит))

    @user-gs3ob1cz2p@user-gs3ob1cz2p4 жыл бұрын
  • Очень крутое видео! Хотелось бы увидеть продолжение. Насчет удобств, можно купить контроллер SMK-512 и подключать дисководы, жесткие диски, загружаться в специальный DOS. И соответственно, хранить все программы на них. Сам использую такой контроллер.

    @venyafox6691@venyafox66914 жыл бұрын
  • Интересное видео, учили бы так подробно нас в шараге, только когда шг окончил и сам стал писать проги только тогда и стал понимать ЯП

    @drewbieber1399@drewbieber13994 жыл бұрын
    • В шараге учат бесполезный паскаль, и то, даже его там плохо учат.

      @Tezla0@Tezla04 жыл бұрын
    • @@Tezla0 ++++. Паскаль для новичков похоже на ад... Вот я пошел на web разработку и стал понимать, что за бред для IT новичков подают в шараге (ну потому что я нихера не понимал чё происходит, как и мои одногруппники). Лучше посмотреть гайды в Ютубе что бы хотя бы понять,как устроено программирование и т.д. а дальше уже сами

      @vipeerx@vipeerx4 жыл бұрын
    • @@vipeerx так у нас и ученики еще тупые, им хоть скретч подавай, все равно не поймут.

      @Tezla0@Tezla04 жыл бұрын
    • @@vipeerx для новичков преподают основы алгоритмизации, включают особое мышление. На каком яп это делается и каким будешь пользоваться потом - не имеет никакого значения. Другой вопрос, что и это-то делается из рук вон плохо теми, кто сам не понимает что преподаёт

      @user-sx1mi4ks9r@user-sx1mi4ks9r4 жыл бұрын
  • Ассемблер, это понимание основ мироздания. В какой-то мере, это да, боль, но вся жизнь это боль. Без этой боли ты вынужден делать то, чего не понимаешь.

    @Menshinin@Menshinin4 жыл бұрын
    • Ты один из тех, кто считает лучшим вариантом начать программировать - читать книжки по си и учить бэйсик вместо дружелюбного пайтона?)

      @ruslan_yefimov@ruslan_yefimov4 жыл бұрын
    • @@ruslan_yefimov Нет, я считаю, что программируя необходимо знать и понимать, ЧТО именно ты программируешь, и как оно твою программу выполняет. Для пользователя программа может быть "магией", для программиста - нет.

      @Menshinin@Menshinin4 жыл бұрын
    • @@ruslan_yefimov Лучший вариант стать программистом - уроки русского языка, риторики, алгебры/геометрии (естественно, если хорошие учителя). На чём начинать программировать вообще никакой разницы. Если ты не понимаешь основ, то всё что ты можешь - немного наговнокодить. И ЯП высокого уровня к этому располагают :)

      @user-sx1mi4ks9r@user-sx1mi4ks9r4 жыл бұрын
    • @@user-sx1mi4ks9r да счаз. Чтобы понять комп, надо думать как комп. Русский язык тут точно не помощник. Его знание больше гуманитариям нужно. Собственно в ФМШ человек 30 из потока в 300 завалили экзамен по русскому для перехода в следующий класс. Из них 15 было программистами, причём очень неплохими. Настолько, что дирекция школы доп курсы организовала лишь бы нас раздолбаев натаскать для сдачи. Человек пять из нас даже в институт без экзаменов прошли, была такая фишка в СССР за победы в олимпиадах. Так что никак не связано. С той поры я пересмотрел своё отношение к знанию русского языка (лучше знать лучше), но в программировании он точно нн помогает.

      @nevaznozabil@nevaznozabil4 жыл бұрын
    • @@nevaznozabil студент, побеждающий на олимпиадах по программированию ещё не программист. Я 20 лет работаю программистом и не встречал ни одного толкового программиста, у которого был бы не развит словарный запас, который не умел бы грамотно строить предложения (с пунктуацией сложнее) или изъяснялся как гопник. Умение владеть языком показывает насколько упорядочены мысли в голове. А все разговоры о гуманитариях и технарях в этом контексте - в пользу бедных

      @user-sx1mi4ks9r@user-sx1mi4ks9r4 жыл бұрын
  • Гооо, будет очень интересно, смотрел этот ролик с замиранием сердца😂👍🏻

    @TheTeMJkee@TheTeMJkee4 жыл бұрын
  • Давай ещё! Крутой контент получается :)

    @user-mb6gv1df7c@user-mb6gv1df7c4 жыл бұрын
  • А я учился на таком, как раз Бейсик учил)

    @user-sx5zx2ru4e@user-sx5zx2ru4e4 жыл бұрын
    • нам в конце 80-х такие в школе поставили )) Часто зависали, чтоб его "отвестить" надо было обеими ладонями синхронно вдавить клавиатуру )) Был даже сервер в составе компьютерного класса с винчестером в 2 мб )) Тогда это было круто ))

      @user-ii8jh7qu5o@user-ii8jh7qu5o3 жыл бұрын
  • Уважение за труд и упорство! Программисты через 40 лет будут офигевать как мы мучились с C#, JAVA и PHP-фреймворками.

    @igormozhar@igormozhar3 жыл бұрын
    • будет нуль кодинг и программы которые пишут программы по тз.

      @user-px5nk6wq2e@user-px5nk6wq2e Жыл бұрын
  • Огромный респект создателям. Сколько я мучился с этим ассемблером в прошлом семестре, хотя сейчас довольно много документации и на FASM и на TASM. Не представляю, насколько программисты 80 были гиками, раз каждый день писали на ассемблере всякие мат функции для ПУ и профессионального софта.

    @user-pf8cc8wg3q@user-pf8cc8wg3q4 жыл бұрын
  • Очень интересно ! :) Ждём подключения джойстика ! Спасибо ! :)

    @user-kz2wp9gs1i@user-kz2wp9gs1i4 жыл бұрын
  • 20:20 - Скорость человека по горизонтали выше, чем по вертикали потому что тут, если не ошибаюсь, пиксели прямоугольные.

    @dynamite-san@dynamite-san4 жыл бұрын
    • По горизонтали движение делается побайтно (8 бит) или пословно (16 бит), а так как разрешение экрана в пикселях 512х256, то для ровного движения надо подгонять смещение высоты - на 4 или 8 пикселей (строк) соответственно.

      @CityMemoryVault@CityMemoryVault4 жыл бұрын
    • И если руководствоваться твоей логикой, по горизонтали должно быть медленнее. Но это не так)

      @user-ou3bq1ly8n@user-ou3bq1ly8n4 жыл бұрын
    • @@user-ou3bq1ly8n Как раз таки движение по горизонтали задается байтами. Т.е. 1 байт дает перемещение на 8 бит (пикселей). Для такого же перемещения по вертикали нужно смещение на 4 строки (пикселя) (не забываем про разрешение 512х256). Фактически смещение по вертикали на 1 строку соответствует изменению адреса памяти на 100(8) байт. Соответственно, для смещения на 4 строки надо изменить адрес на 400(8) байт. Если взглянуть на код, то видно, что вертикальное смещение производится только на 200(8) байт (ADD #200,@#30000)

      @CityMemoryVault@CityMemoryVault4 жыл бұрын
  • Файтинг на БК? 🙂 Пожалуй было бы интересно посмотреть.

    @victorn1199@victorn11994 жыл бұрын
    • Десантник 5

      @Raziel_77@Raziel_774 жыл бұрын
    • @@Raziel_77 А, да кстати. Мимо прошла эта игрушка в своё время. Надо же!

      @victorn1199@victorn11994 жыл бұрын
  • Очень круто получилось! Файтинг было бы интересно увидеть

    @bakla_zhan@bakla_zhan8 ай бұрын
  • Вся эта техника развивалась на моих глазах. Сколько сил и энергии требовалось в то время, чтобы вводить и выводить информацию. Я бы не хотел возврата в те времена. То что сегодня можно написать на Ардуино за несколько дней, в те времена на ассемблере писали месяцами.

    @petrosyantsvv@petrosyantsvv3 жыл бұрын
  • Класс :)

    @InfiniteCoder01@InfiniteCoder014 жыл бұрын
  • Меня накрыло воспоминаниями о БК и ДВК, Синклере, Искре, Ассистенте... Спасибо тебе...

    @nickkrayst6654@nickkrayst66543 жыл бұрын
  • Спасибо за ролик, увлекательно

    @CJ-bx9cx@CJ-bx9cx4 жыл бұрын
  • наконец годный контент на юпупе, делайте больше такого, асм - моя любовь

    @paradisefoxstudio4272@paradisefoxstudio42724 жыл бұрын
  • 🔥

    @user-fq1zg1ri1p@user-fq1zg1ri1p4 жыл бұрын
  • А можно тамбнеил выложить? Я хочу с ним мемчиков напилить. И да, там скорее всего проблемы с подключением х86 к БК было связано с тем, что там по особому, зашифровано или специальными командами для управления, передаётся программа. Как на С64 например.

    @g-manchanel1710@g-manchanel17104 жыл бұрын
    • аналоговый аудио сигнал с линейного выхода как то по особому зашифрован?))

      @postscriptum1667@postscriptum16674 жыл бұрын
  • Ты очень крутой ! За короткое время изучил структуру БК ! Вот прям аплодирую !

    @AlexMARIN11@AlexMARIN114 жыл бұрын
  • Очень интересно и познавательно, спасибо!

    @irelictus@irelictus4 жыл бұрын
KZhead