Музыкальная математика за 13,5 минут

2020 ж. 14 Ақп.
669 986 Рет қаралды

🎯 Поддержать популяризацию математики на Бусти:
boosty.to/savvateev
Многие музыканты убеждены, что точные науки не для них. А что, если то, чем они занимаются, построено на математических закономерностях? Давайте разберемся!
➖➖➖➖➖➖
* Первые 10 секунд ролика были вырезаны Суровым Цензором после публикации *
➖➖➖➖➖➖
Переходи по ссылкам и смотри больше видео!
👇👇👇
Перекашивания и теорема Пифагора • Перекашивания и теорем...
Бином Ньютона при N=3 • Бином Ньютона - показы...
➖➖➖➖➖➖
Присоединяйся к нашему большому сообществу любителей математики!
💪💪💪
/ savvateev - стань патроном!
t.me/savvateev_xyz - следи за новыми выпусками в телеграме.
vk.com/alexei_savvateev - вступай в паблик ВК!
➖➖➖➖➖➖
Команда:
Ведущий математик - Алексей Савватеев
Режиссер - Егор Кузьмичев
Продюсер - Игорь Гитман
Менеджер - Алена Агеева
Съемка, монтаж - Михалис Овчинников
Оператор - Леонид Линьков
Графика - Зоя Овчинникова
Выпускающий редактор - Дарья Федорова

Пікірлер
  • Училка на уроке: Ололоев! Что такое логарифмы? - : Марь Иванна, дайте гитару😏

    @user-hx1ms4qp7b@user-hx1ms4qp7b3 жыл бұрын
    • можно просто повысить голос, в принципе )

      @aminwriane4678@aminwriane46783 жыл бұрын
    • Ахвхвххах

      @fainaf3119@fainaf31193 жыл бұрын
    • Ололоев…. Лет 11 не слышала этот мем 🥹

      @pleeosparks@pleeosparks Жыл бұрын
  • До этого видео, я умел играть на гитаре...

    @user-ny7jo1bn8p@user-ny7jo1bn8p3 жыл бұрын
    • Уметь играть и знать физическую природу какого-либо явления - разные вещи.)

      @thrashetoff361@thrashetoff3613 жыл бұрын
    • @@thrashetoff361 Это да, но шутка и серьёзные слова - тоже разные вещи

      @Alex-cd6ii@Alex-cd6ii3 жыл бұрын
    • @@Alex-cd6ii так я и пошутил)

      @thrashetoff361@thrashetoff3613 жыл бұрын
    • @@thrashetoff361 Влад гений

      @sashakirilova4187@sashakirilova41873 жыл бұрын
    • Как ты понял как он играет?

      @vovaudalov5419@vovaudalov54193 жыл бұрын
  • Как-то в 8-м классе я занимался синтезом звука в фл студио, и мне было очень интересно, почему гармоники в эквалайзере выстраиваются по геометрической прогрессии, и по какому принципу работает аддитивный синтез. Так я впервые узнал о тригонометрическом ряде Фурье. Сейчас мне 18 и я учусь на факультете математики в университете.

    @leelad8807@leelad88073 жыл бұрын
    • прекрасно получилось :)

      @mega_mango@mega_mango Жыл бұрын
    • Спасибо. Я заинтересовалась синтезом звука

      @user-xg3zt8qd3i@user-xg3zt8qd3i Жыл бұрын
    • Тебе череп не жмёт?

      @andrewsv9729@andrewsv97298 ай бұрын
    • Уиница

      @lenapusenkova4162@lenapusenkova41628 ай бұрын
    • жмет@@andrewsv9729

      @leelad8807@leelad88078 ай бұрын
  • Друзья: подарили Алексею Савватееву гитару Алексей Савватеев:

    @zaliw8779@zaliw87793 жыл бұрын
    • Вообще Алексей очень талантлив в музыке и у него красивый, сильный голос, если бы не математика, стал бы отличным музыкантом, но математику он любит Больше :)

      @Rasparallelivanie@Rasparallelivanie5 ай бұрын
  • Как выпускница музыкальной школы и учитель математики я в полном восторге!!!!!!!! Такая яркая иллюстрация того, как физика, математика и музыка переплетены) Большое Вам спасибо!

    @qqqppp3641@qqqppp36413 жыл бұрын
    • А своих мозгов допетрить не было и нет? Печально.

      @TrueNeutralEvGenius@TrueNeutralEvGenius Жыл бұрын
    • @@TrueNeutralEvGenius как же много в тебе гноя, чел

      @chenya_@chenya_ Жыл бұрын
    • @@TrueNeutralEvGenius расскажем ей про связь длин волн звуковых и световых ? или пока передохнет пусть?

      @artemiadium1@artemiadium1 Жыл бұрын
    • ​@@artemiadium1 Да там в одно ухо влетает, в другое вылетает. Толку 0 кому-то что-то объяснять, если там изначально нет критического мышления.

      @TrueNeutralEvGenius@TrueNeutralEvGenius Жыл бұрын
    • Все эти взаимосвязи - это всё красиво конечно. Но я всю жизнь играю на гитаре, и ни для сочинения музыки, ни для её игры ни разу всё это не понадобилось.

      @VladSSh@VladSSh8 ай бұрын
  • Я пианистка (занималась очень долго профессионально), работаю физиком-математиком. Но впервые обьяснили мне строение гитары!!! Супер. Благодарю. Теперь есть мотивация заниматься гитарой

    @user-xg3zt8qd3i@user-xg3zt8qd3i Жыл бұрын
    • Вы, как пианистка, не знали что внутри пианино тоже струны, по которым бьют молоточки?)) Только там сразу струны разной длины и не нужно пальцами зажимать для изменения длины струны. Открою вам еще по секрету - в духовых инструментах тот же принцип, только уже изменяется длина воздушного столба в инструменте)))

      @norrrrrd@norrrrrdАй бұрын
  • Пифагорейский строй базировался на соотношении натуральных чисел в ладу. 3/12 получаем малую терцию (минорный лад), 4/12 большая терция (мажорный лад). От терции струну делим дальше, чтобы получить соотношения того же типа. В этом случае соотношения частот оказываются кратны рациональным числам. 3/2, 3/4, 3/8 и так далее. Человеческий слух такие соотношения воспринимает как консонансы, и это объяснимо, так как это резонирующие частоты. Но тогда часть лада оказывается вне деления ("волчья квинта", она же "Пифагорова кома") и правильно настроенный инструмент может играть только в двух параллельных тональностях. В любой другой тональности музыка невозможна, так как выпадает часть аккордов (или вылезает сильный диссонанс, где ему быть не надо). Пифагорова школа плохо относилась к иррациональным числам, поэтому деления по степени двойки не изобрели. Кстати, пифагорейский строй гораздо более приятно звучит, хоть и не очень привычно поначалу. Иоганн Себастьян Бах запарился настраивать инструменты на каждый играемый на концерте опус и изобрел темперацию. По сути, он размазал по всей октаве разницу, возникающую между рациональным и иррациональным делением, и это стало основой европейской музыки от того времени до наших дней. А у индийских струнных деление лада идёт не на 12 полутонов, а на 22 части, причем неравные (а вовсе не на 19). Это деление характерно для всей восточной музыки, от Японии до Египта, включая Среднюю Азию, и части Сибири, подвергшейся влиянию монгольской культуры со времен нашествия. Я пробовал конструировать строй, базирующийся на дроблении октавы на простое число частей. 11 звучит очень коряво, ощущение "недоделанности". 13 частей просто диссонирует, 17 даёт несколько интересных двузвучий, но сильно диссонирует в последовательностях. Самый интересный вариант был как раз 19, он позволяет создавать "реверберацию резонанса", когда созвучие на слух воспринимается сначала как диссонирующее, постепенно приходящее к консонансу, а потом обратно. Но истинного консонанса при таком делении быть не может в силу очевидных арифметических причин, применимости этому я не нашел, так что забросил. Есть информация, что были эксперименты с разными другими дроблениями.

    @handmiker988@handmiker9883 жыл бұрын
    • 🎉

      @user-pjz12349@user-pjz123495 ай бұрын
    • 12/19 так же гармонично как 7/12

      @elka_only@elka_only5 ай бұрын
    • @@elka_onlyна слух может так показаться поначалу. Потом слышишь разницу и понимаешь, что гармоничность может быть разная, хоть и в обоих случаях "гармоничная".

      @handmiker988@handmiker9885 ай бұрын
    • Меня, кстати, удивило, когда мне захотелось узнать больше про музыку в общем, что нигде нет сведений о том, почему именно человеческому слуху приятны или неприятны некоторые сочетания частот звуков. Попалась всего одна работа по физиологии, почему-то совсем свежая, где провели исследования именно причин этого явления. Согласно этой работе, такой эффект возникает из-за того, что рецепторы, которые улавливают в ухе соседние частоты, посылают свои импульсы не в разные нейроны, а в один и тот же, для экономии ресурсов, видимо. И из-за этого, так получилось, что при "неприятных" сочетаниях двух звуков, этот нейрон как бы становится "перегруженным" одновременными импульсами, и нам это кажется чем-то вроде ощущения боли, ну или просто дискомфорт. А вот когда частоты удачно расположены друг относительно дружки, то их обрабатывают разные нейроны и у нас нет перегрузки, а восприятие хорошо канализируется в мозг. Это нам приятно. Ну это я так, своими словами. Эта работа легко гуглится, делали её какие-то учёные со вполне русскими фамилиями, очень недавно. А вот других исследований не могу найти. Что меня удивляет - целая теория музыки построена на очень субъективных ощущениях и додумках.... Точнее даже не так, там типа гребни разных частот встают слишком рядом, или встают в такие места, что перегружают один нейрон, или не перегружают. В связи с чем возникает такая идея: рисовать схемы волн на графике проверять те сочетания, которые "приятны", выявлять закономерность в их наложенных во времени рисунках, и уже от этих закономерностей подбирать наиболее точно частоты для нот "красивых". В принципе, это и так уже всё сделано "на ощупь" за тысячи лет занятий музыкой. Нооо всё же....

      @iRusiko@iRusiko4 ай бұрын
    • музыку создаёт камертон. настройщик инструмента определяет переход абсолютного в субъективное, а музыкант возвращает относительное в абсолютное для восприятия. то насколько это достигнуто и определяет разницу в классе композиторов и музыкантов. классика - эквивалент тропности к абсолюту (цифровым параметрам биологических объектов) для музыкальных произведений и исполнителей.

      @muri4995@muri49954 ай бұрын
  • Музыка - это бессознательное упражнение души в арифметике. немецкий философ, математик и физик Готфрид Лейбниц.

    @user-sj4ww6wt2s@user-sj4ww6wt2s4 жыл бұрын
    • Красиво

      @user-pn4cb5kc4n@user-pn4cb5kc4n4 жыл бұрын
    • *_Бах это вдох! А Бетховен это выдох!_* (с)

      @user-we9bb3sp6p@user-we9bb3sp6p4 жыл бұрын
    • музыка это то что звучит в паузах между нот. не помню кто сказл)

      @Ubububuntu@Ubububuntu4 жыл бұрын
    • маловато будет - таки математика это маленький кусочек музыки

      @RadostbMoya@RadostbMoya4 жыл бұрын
    • Ubububuntu Майлз Дэвис)

      @siryoga3377@siryoga33774 жыл бұрын
  • Алексей - мастер сумбурного повествования, которое интересно слушать :)

    @c4tm4ster@c4tm4ster4 жыл бұрын
    • ещё бы что-то понимать

      @MrRadiostep@MrRadiostep4 жыл бұрын
    • Ну, на то оно и сумбурное :)

      @PavelM13@PavelM134 жыл бұрын
    • Только читать не очень потом.

      @vladimirpetrov5276@vladimirpetrov52764 жыл бұрын
    • Хорошо что я эту теорию знаю, а то бы вообще ничего не понял.. ))

      @strixbt@strixbt4 жыл бұрын
    • @@strixbt по комментам можно определить посещал ли гражданин муз.школу...

      @briuchov1@briuchov13 жыл бұрын
  • Я профессиональный музыкант. Прошла десятилетку. Очень жалею, что у нас слабо преподавали математику. Теперь при просмотре роликов Савватеева, у меня не возникало бы ощущения, будто бы со мной говорят по китайски. Связи музыки и математики огромны. И музыкантам полезно понимать и математическую сторону, и физическую.

    @kvastudent@kvastudent3 жыл бұрын
    • давай сделаем минусовку

      @funkyman8150@funkyman81508 ай бұрын
    • Как все эти знания помогли в Вашей профессиональной деятельности, т.е. в написании музыки? Ну или хотя бы в её исполнении?

      @VladSSh@VladSSh8 ай бұрын
    • ​@@VladSShда никак они не помогут. Музыка - это ощущения. Куча примеров, когда рок гитаристы (не буду брать исполнение классической музыки в пример) "не попадают в ноту" Перетягивают, недотягивают бенды и т.д, но эти произведения западают в душу и они живые, люди их слушают бесконечное колличество раз, а если сыграть тоже самое академически, ровно, то теряется уникальность, произведение тухнет, будто машина тебе играет . Музыка - это не математика. Нужно знать грамоту, теорию музыки ибо это позволяет тебе овладеть инструментом, самостоятельно к этому можно годами идти, если само обучаться ( зачем если уже всё придумано и освоено) но никакая математика не поможет сочинять музыку с импровизиповать и так далее

      @user-jm7jo9fi1y@user-jm7jo9fi1y8 ай бұрын
    • ​@@user-jm7jo9fi1yодно не отменяет другое

      @sergeypetrenko1794@sergeypetrenko17947 ай бұрын
    • @@user-jm7jo9fi1y именнто математика и поможет научиться сочинять и импровизировать музыку не за годы, а гораздо быстрее и оптимальнее!

      @chernushka3d@chernushka3d5 ай бұрын
  • Алексей, пожалуйста, не останавливайтесь, ваши лекции потрясающе интересные!

    @Irina_Kardash@Irina_Kardash7 ай бұрын
  • 7:27-молитва математическая

    @user-vy1kh3lk6f@user-vy1kh3lk6f4 жыл бұрын
    • Мне Ваш коментарий напомнил случай: Пришли мы на экзамен сдавать "матан". Собрали нас в общей аудитории. Сидим мы в куртках (раздевалка не работала). Препод на нас посмотрел (был очень строгий) и говорит: "А вешалка что, не работает?". И тут у нас один студент ответил: "Будьте спокойны, щас заработает". ))))

      @Demonenok78@Demonenok784 жыл бұрын
    • да!!

      @tatianas4788@tatianas47883 жыл бұрын
    • 😂😂😂😂

      @monarihtas8619@monarihtas86193 жыл бұрын
  • Я думал, что здесь учат маткору

    @edgieeaster6258@edgieeaster62584 жыл бұрын
    • Это почти рядом. Просто если музыка вся такая математичная, то маткор - это вообще дебри топологии. Там оперируют нестандартными размерами и диссонансами, для которых якобы кажется есть какое-то иное математическое обоснование.

      @CraBiKun@CraBiKun4 жыл бұрын
    • Думал разбор мешуги будет :)

      @MrBataleon87@MrBataleon874 жыл бұрын
    • Учат. Но только после того как освоил 7-40!

      @vladimirpetrov5276@vladimirpetrov52764 жыл бұрын
    • Ожидал мат-метал)))

      @pioneerofslam3825@pioneerofslam38254 жыл бұрын
    • @@vladimirpetrov5276 Потому и школа №57 что на Малом Знаменском называется пятижды семитской

      @Typhoon54@Typhoon543 жыл бұрын
  • Срасибо, что в названии "13,5 минут", и ролик длится _ровно_ 13 мин. 30 сек.!

    @RossiaIsNoMore@RossiaIsNoMore4 жыл бұрын
  • Алексей ! Вы-Герой ! Держитесь .. Вы-подвижник .. Это как монах .. От людей- к Богу ..

    @user-bg9ug8gz8p@user-bg9ug8gz8p4 жыл бұрын
  • Так точно, корень из двух это математический компромис натуральному строю. Не без последствий конечно, малая терция в темперированном строе звучит капельку ниже, большая терция чуточку выше, кварта чуть ниже, квинта чуть выше, и так далее. Но главное преимущество, что произведения теперь могут звучать в разных тоннальностях одинаково. А натуральный строй настраивал инструмент только под одну тоннальность, иначе октавы не совпадают. Кстати, математика так же наблюдается в теории консонансных и диссонансных звуков. В современном джазе (Contemporary Jazz) пошли дальше: поскольку каждая нота в своих обертонах имеет все 12 гармоник, но амплитуда этих гармоник с каждым делением все ниже и ниже, джазмены научились заплетать диссонансы в музыкальную линию благозвучным образом при помощи подготовительных тонов, то есть каждый раз давая подсказку нашему логарифмическому слуховому аппарату каким образом добраться в своих вычислениях до этого диссонанса и разрешить для себя эту неувязку нормальным образом. В сленге это так и называется - заплеты. Молодым джазменам и этого оказалось мало, в своих импровизациях они используют сайд эффекты мозга человека, это чем то напоминает слова с перевернутой очередностью букв - мозг прочитывает слово автоматически а позже возвращается и обнаруживает несоответствие. В музыке это находит применение в секвенциях, человек по началу музыкальной линии подразумевает что сейчас будет исполнена секвенция, а музыкант внутрь секвенции вплетает аутсайды, и слушатель это проглатывает, правда мозг с задержкой чертыхается про себя, и говорит - круто, давай еще! Чего я и вам желаю, уважаемый автор, давай еще!

    @SuperBatiskaf@SuperBatiskaf4 жыл бұрын
    • Что хуже философа? Только пьяный философ. Сколько вы пили?

      @crazm_o_n_s_t_e_r_9075@crazm_o_n_s_t_e_r_90754 жыл бұрын
    • А про джазменов можно поподробнее, желательно с примерами?

      @kriguitar4753@kriguitar47534 жыл бұрын
    • Многа букаф

      @user-yi5iy4ff4o@user-yi5iy4ff4o4 жыл бұрын
    • Красавчик просто.

      @MytryKHOVANSKY@MytryKHOVANSKY4 жыл бұрын
    • @Музыка - это просто! Проверьте на инструменте что вы слышите а что нет. Дергаете на гитаре шестую струну, и легонько касаетесь струны фалангой пальца над 7-м ладом, не прижимая, просто быстро коснулись и убрали палец. Вы услышите квинту Си - она присутствует обертоном в колебании шестой струны, просто потому что сопротивление воздуха создает аналогичный эффект. Попробуйте несколько раз, и вы сможете расслышать этот обертон в основном тоне отчетливее. Теперь проделайте тоже самое с 4-м ладом - вы получаете большую терцию G#, только уже на октаву выше, амплитуда вполне разборчивая. А теперь над 6-м ладом - получаете септу Ре. Это основа доминант септаккорда, к септаккордам мы уже привыкли и они часто применяются в современной музыке. Теперь возьмите эти ноты на грифе следующим образом: 7-й лад на 5-й струне (большим пальцем), 6-й на 4-й (указательным), и 7-й на 3-й струне - это тот же септаккорд, только без квинты, квинту можно исключать поскольку она не определяет мажорность или минорность аккорда, наше ухо достраивает этот тон самостоятельно. Теперь мизинцем добавьте ноту соль на 2й струне 8-м ладу. Вы получите альтерированный доминантсептаккорд E7#9, часто применяется в джазе. В нем включен диссонанс, малая секунда между соль и соль диез, если большая секунда между тоникой и септой Ре для нас понятно откуда берется - смотри эксперименты на 6-й струне 6-й лад, то эта малая секунда для нас возможна благодаря септе Ре, она как бы вводит за собой свою кварту, и вообще вводит многие другие надстройки (9, 13), как бы подготавливает их, дает намек как добраться до надстройки. Потому что уху не сложно достраивать эти тоны опираясь на уже знакомые ступени, диатоника например полностью формируется интервалами из терций: C - E - G - B - D - F - A - все ступени мажорной гаммы. Если этот натуральный мажорный лад играт от ноты Ре, то вы получаете дорийский лад, от него происходит Dm7 13, которого в натуральном миноре не существует. Если натуральный мажор играть от ноты Соль - вы получаете миксолидийский лад, в котором уже присутствует G7 13 аккорд. Вся западная современная музыка написана в двух этих ладах. Таким образом вы можете получить все другие надстройки и альтерации, каждая такая альтерация привносит краски своих ладов, словно палитра основных цветов и вспомогательных оттенков.

      @SuperBatiskaf@SuperBatiskaf4 жыл бұрын
  • Есть хорошая книга "Математика и искусство" Волошинов Александр. Более сложная книга Тэйлор "Физика музыкальных звуков" (для студентов)

    @constantin6705@constantin67054 жыл бұрын
    • Есть очень простая- Занимательная алгебра. Яков Исидорович Перельман М., "Наука", 1967.

      @olegflyfly@olegflyfly4 жыл бұрын
    • Спасибо

      @easycuttv@easycuttv4 жыл бұрын
    • Спасибо, надо почитать!

      @oksanaulula@oksanaulula4 жыл бұрын
    • Ещё, Газарян - В мире музыкальных инструментов. Тоже хорошая книга. Примерно то же самое что в ролике, но проще, для совсем начинающих музыкантов и математиков, но читается очень интересно.

      @andrew44r@andrew44r4 жыл бұрын
    • @@olegflyfly а какую книгу посоветуете для самостоятельного изучения высшей математики?

      @maxyarmaluk7018@maxyarmaluk70183 жыл бұрын
  • Алексей, Вы не только великий математик, но и талантливый музыкант! Талантливый человек талантлив во всëм! Класс! 😃👍👍👍👍

    @user-ij5xt7uy5f@user-ij5xt7uy5f2 ай бұрын
  • Как же мне нравится, когда вообще всё объясняют математики, а не гуманитарии 🤓

    @andreyms4318@andreyms43186 ай бұрын
    • Гуманитарий не равно неуч. Гуманитарные науки это науки. Беда в том, что сейчас модно стало говорить что-то типа "я не глупый - я гуманитарий". На самом деле, гуманитарные науки тоже структурируют мозг нехило так. Но они сложнее точных в том смысле, что физика, например, раскладывает по полочкам то, что и так создано точным - физические законы. А гуманитарные науки имеют дело с заведомо неточными предметами - например, с человеческим языком. И раскладывают по полочкам то, что с трудом поддаётся раскладыванию. И никогда не поддаётся до конца.

      @user-uo1tj4jv3l@user-uo1tj4jv3l5 ай бұрын
    • И че ты понял-то? 😂 пугало

      @user-mm9nx3cd4s@user-mm9nx3cd4s5 ай бұрын
  • Это октава. ОКТАВААААА!!! Браво

    @ObviousToday@ObviousToday4 жыл бұрын
  • Афигеть не думала, что то, что я делаю на скрипке имеет что-то общее с логарифмами. Остальное +-знала. Большое вам мерси за ваш труд, спасибо, что умеете оценить наш. 🤗

    @yuliasereda5671@yuliasereda56714 жыл бұрын
  • 7:26 - прям математический молебен получился😂 Спасибо за видео, очень интересно!🙏🏻😉

    @alexandergecko@alexandergecko3 жыл бұрын
    • Аминь

      @Vladian100@Vladian1008 ай бұрын
    • @@Vladian100ахахаха, Бл 🤦‍♂️

      @vladimircookline@vladimircookline6 ай бұрын
    • 🤣🤣🤣

      @EM-zj1xm@EM-zj1xm6 ай бұрын
    • Тоже хотел об этом написать - как в храме прям… 😉🤔🤗

      @user-kb3pc9tj6l@user-kb3pc9tj6l5 ай бұрын
    • следующее видео - что такое молебен с точки зрения математики

      @Besandr@Besandr5 ай бұрын
  • Отличное видео! Половину из того знал, но вот индийские инструменты с октавой деленной на 19 частей это открытие

    @gitarizmTV@gitarizmTV3 жыл бұрын
    • Ещё одно открытие, это извлечение корня 19той степени из трех(это рядом с корнем 12той степени из двух) Дело в том, что все ноты пифагорийского строя, по существу, являются степенями числа три(как и в китайском строе 12-Люй) А алгоритм построения квинтового круга- это два пересекающихся равнобедренных треугольника создающие пропорцию 3/2/1. 3 - это основание треугольника, 2 - это боковая сторона треугольника, а 1 - это поперечина треугольника над основанием треугольника. Итого: 3/2/1 - это квинта плюс октава. Дальше эту схему транспонируем, и она абсолютно четко методом змейки накладывается на равнобедренный треугольник , так сказать в длинах струн(что эквивалентно длинам звуковых волн).

      @sempet5752@sempet57523 жыл бұрын
  • Классный, информативный выпуск. Как музыканту ,признаюсь, это очень интересно) На уравнениях математической физики нам рассказывали про колебания струны, конечно, но у вас всё покороче, доходчиво и сразу же с примером! Спасибо за видео!)

    @kassandrashikari5466@kassandrashikari54664 жыл бұрын
    • А у нас в пед.институте вообще математический и музыкальный факультеты находились в одном, общем на двоих, здании, а физический - в отдельном, соседнем:) Скорее всего это и сейчас так:)

      @sergeyromanov3461@sergeyromanov34612 жыл бұрын
  • Все такие умные в комментах) я чё один ах*ел от информации и на половине начал слышать просто белый шум?))))

    @kubinskiy.school@kubinskiy.school4 жыл бұрын
    • Сергей Кубинский Тогда всё очень просто - если понятно только до половины, то для того чтобы понять вторую половину, надо начать прослушивать ещё раз, но с середины - и тогда по крайней мере половина от этой половины тоже будет понятна. И т.д. (я старался быть полезным в своём совете)

      @100krokus@100krokus4 жыл бұрын
    • @@100krokus так работает и темперированный строй

      @serjkey2165@serjkey21654 жыл бұрын
    • Serj Key Это радует - значит мой совет верный, а сам я - на правильном пути !!! Значит я усвоил урок, который преподал Тов. Профессор Савватеев !!! (буду слушать профессоров - может тоже профессором стану !)

      @100krokus@100krokus4 жыл бұрын
    • По-моему, автор усложнил то, что можно было упростить. это не мой уровень понимания, но какая я работаю инженером в таком случае?

      @LaraDiktor@LaraDiktor4 жыл бұрын
    • @@100krokus а ещё делить информацию на 12 в корне из двух , так как предыдущая информация была не понята на 3/2 частей от общей информации , что в свою очередь равномерно влияет на понятую часть информации которая состоит из стольких же частей как и не понятая 😂

      @user-iw5nb2xs5r@user-iw5nb2xs5r4 жыл бұрын
  • "У меня происходит поднятие, говорят музыканты" - регулярно, как музыкант говорю)) А если без шуток, то очень сумбурно, без того, что бы дать определение половине употребляемых терминов, что затрудняет понимание. Для тех кто в курсе - данное видео понятно, для тех кто нет - затруднительно для понимания.

    @dmitrynovosad2569@dmitrynovosad25693 жыл бұрын
    • Как не музыкант, я должен заметить, что объяснение природы восприятия звука Савватеевым мне понятнее, чем изложение в музыкальных учебниках. Так что у меня в точности наоборот мнение: "для тех кто в теме музыки, данное объяснение покажется сумбурным, т.к. не использует общепринятые у музыкантов термины, которые имеют больше прикладное значение; для тех, кто практическими занятиями музыкой не испорчен, оно кажется структурированным и логичным, т.к. не требует освоения практических, часто иррациональных знаний".

      @user-se5qr8zr8l@user-se5qr8zr8l3 жыл бұрын
    • @@user-se5qr8zr8l не знаю, откуда то, что вы заключили в кавычки, и сочувствую вас, если практические занятия музыкой вас могут, испортить, попробую донести свою мысль понятнее: 1) науч-поп для широкой аудитории - и для тех, кто не в теме и для тех, кто благополучно позабывал многое из школьной программы. Поэтому говорить "это" и раскрывать, что это за "это" потом или не раскрывать вообще - неправильно. Например, не "это столько-то Герц", а 'частота колебаний столько-то Герц", не "это", а "эта нота". Ну, и вообще - ноты разных октав называть одной нотой, крайне сомнительно: не должно к зрителя возникать вопросов, как это нота одна, если их три?

      @dmitrynovosad2569@dmitrynovosad25693 жыл бұрын
    • @@dmitrynovosad2569 Если я в исходном тексте заменю слово "испорченный" на "избалованный", будет понятнее? Естественный язык всегда был неудобен для философских прений; нужно уметь не замечать паразитные коннотации. Текст в кавычках я взял из головы, это мое субъективное мнение. Итого у нас 2 субъективных (противоположных) мнения об эффективности методики объяснения некоего феномена в условиях ограниченного времени. Объективным, однако, остается тот факт, что я, не избалованный/не отягощенный знанием музыкальных терминов, понял на абстрактном уровне новый для себя феномен обертонов и созвучия колебаний кратной частоты. Если конечно допустить, что я реально существую и не лгу.

      @user-se5qr8zr8l@user-se5qr8zr8l3 жыл бұрын
    • @@user-se5qr8zr8l я за вас искренне рад)

      @dmitrynovosad2569@dmitrynovosad25693 жыл бұрын
  • С удовольствием слушаю Алексея. Особенно приятно, что он взял в руки гитару, поскольку я сам музыкант)

    @dangreen1663@dangreen16633 жыл бұрын
  • "Наибольшую радость телу даёт свет солнца, наибольшую радость духу - ясность математической истины..." Леонардо да Винчи

    @valentinbatir3129@valentinbatir31294 жыл бұрын
  • Спасибо большое! Я давно хотел услышать такое простое подробное и ясное описание. Я художник, архитектор и много преподавал. В школе любил математику и физику, но ещё закончил музыкальную школу и художественную. Имея начальное музыкальное образование и знание физической природы звука и света, мне было проще объяснять студентам суть гармонии с позиции математики - её точным языком это доказательно. В отличие от того, как обычно (плохо) преподают художники художникам - на уровне бездоказательного "это красиво, а это не красиво" или натаскиванием по принципу "делай как я". А вот, соединяя математику и чувственное, мы поднимаемся в знаниях к пониманию мироздания; к искусству, что есть суть соединения чувства и мысли. Правда, Вы пока объяснили различие сути минора и мажора, трезвучия, причину "приятного звука" (видимо за счёт обертонов и резонансов?). Но начало хорошее :-) Алексей, есть ли у Вас подобные арифметически наглядные выкладки про цвет? Но ещё интереснее было бы услышать математические обоснования формальной композиции в изображении. То есть, гармонию взаимоотношения и расположения, равновесие и сомасштабность изобразительных элементов на плоскости. Я пытался преподавать студентам формальную композицию (один из предметов изобразительного искусства и дизайна) именно с позиций математических принципов. Но не будучи математиком, мне было сложно доказательно это объяснять "на цифрах". Однако я сумел найти схему объяснения композиционной гармонии на плоскости - уникальный метод объяснения "красоты" рисунка, графики, живописи, дизайна. Я готов поделиться с Вами. Но хотелось бы услышать рассуждения математика, Ваше объяснение гармонии изображения на плоскости; говоря народным языком - почему это "красиво", а иное "не красиво"? Ведь в красоте рисунка, в его эстетике основа та же - математическая гармония взаимоотношений элементов: точек, линий, пятен, абстрагированных форм.

    @BesedinOleg@BesedinOleg4 жыл бұрын
    • Думаю, ответа, учитывая,что прошло 2 года,мы уже не дождемся) Так что мне вот интересно услышать твою историю преподавания композиции,как ты написал, с точки зрения математики) напишешь,хоть в кратце? Или хоть идейную часть? Правда интересно, трудно, кажется,было найти такую связь,если она вообще имеет место бескомпромиссно быть (или может она ещё вовсе неподвластна нынешнему уровню знаний человечества)

      @AXCYKEP@AXCYKEP Жыл бұрын
    • @@AXCYKEP Тоже интересно)

      @Lirneyx@Lirneyx Жыл бұрын
    • нам красиво то, что симетрично(лицо, фигура человека, симметрия признак здоровья и хорошего потомства). особенно красиво то, что симетрично, но не совсем (всякие золотые сечения там) - возможно потому что в живом мире нет ничего абсолютного, потому нам нравится теплый ламповый звук с треском винила, а холодная цифра без единого шумочка кажется мертвой. эстетика глубоко биологична и обусловлена эволюцией, структурой мозга, строением органов восприятия и выделением гормонов мозга (удовольствие, радость, активность, эйфория-счастье, грусть, тоска, ностальгия) на некие раздражители их извне.

      @LoaderHard@LoaderHard10 ай бұрын
    • Не всем нравится треск пластинки, кстати😊

      @Tim__K@Tim__K8 ай бұрын
    • @@LoaderHard старовер, проснись. Какой нах... тёплый ламповый звук? Познакомься с современной цифрой. И, кстати, мозг гормоны не вырабатывает.

      @user-ic4kl4hu2y@user-ic4kl4hu2y8 ай бұрын
  • вот это гениально, теперь стало ясно, почему на перегрузе плохо звучат мажорные и минорные аккорды. и я теперь пробую их дотягивать бендами до правильного отношения частот

    @user-lr8ni8qq1p@user-lr8ni8qq1p2 ай бұрын
  • Знаю и про полутона и октавы и частоты звуков, но никогда не задумывался как это работает с т.з. математики, гитары и других инструментов. Полезно :)

    @mr50und@mr50und3 жыл бұрын
  • Очень интересно, с удовольствием послушал. Благодарю.

    @user-zt6yb2jj1d@user-zt6yb2jj1d4 жыл бұрын
  • Спасибо большое! В вашем изложении прекрасно! Популяризация науки большое дело. Спасибо Вам за это!

    @olegflyfly@olegflyfly4 жыл бұрын
  • Чуть не расплакался. Почему я не знал этого раньше?! От души благодарен Вам❤

    @user-ct9gi3tt2s@user-ct9gi3tt2s7 ай бұрын
  • Спасибо Алексей за разбор полётов. Было интересно 👍

    @videofunk_1@videofunk_12 жыл бұрын
  • 1:20 Не нашел пока коммент Нескучного Саунда ... ждём ....

    @subaruvalit5931@subaruvalit59314 жыл бұрын
    • Я тож об ентом подумал.

      @user-fo5zu4un7r@user-fo5zu4un7r4 жыл бұрын
    • Адам Нили уже все сказал?

      @PeaceHaver@PeaceHaver4 жыл бұрын
    • О, подщипчики уже здесь

      @user-zo5od8gz5i@user-zo5od8gz5i4 жыл бұрын
    • Смотря в какой тональности ))

      @MrRadiooff@MrRadiooff4 жыл бұрын
    • Пима лайф еще годные ребята в плане музтеории.

      @user-hy5dj6vn8i@user-hy5dj6vn8i4 жыл бұрын
  • 8:09 когда он начал петь "Ок-тааааа-вааааа" я подумал - неужели вышел из запоя? ))) Всех благ и здоровья!

    @AlxG0r@AlxG0r4 жыл бұрын
    • не вышел... он туда падал...

      @user-tm1sc8dq4b@user-tm1sc8dq4b4 жыл бұрын
    • @@user-tm1sc8dq4b но ведь на видео он трезвый) Ладно, просто такая формулировка мне показалась более многосерийной. Запой, не повод для шуток конечно, поэтому надеюсь никто не обидится

      @AlxG0r@AlxG0r4 жыл бұрын
  • ОГРОМНОЕ спасибо Алексею !ничего не понял, но всегда считал, что математика и философия способны объяснить весь окружающий нас мир! сам очень люблю хорошую музыку от Баха, до Michel Petrucciani

    @uladzimirsalanets47@uladzimirsalanets474 жыл бұрын
    • не способны, ведь карта не территория. а по Баху математики диссертации пишут и ХТК для многих звучит лучше, чем эти ваши логарифмы

      @LoaderHard@LoaderHard10 ай бұрын
    • хорошая музыка начинется задолго до Баха.

      @yarunskiy@yarunskiy8 ай бұрын
    • @@yarunskiy с того, как один живёт уронил на ногу другому камень 😏

      @LoaderHard@LoaderHard8 ай бұрын
  • А вообще-то классно! И очень занимательная история получилась. Спасибо.

    @dmitriigriaznov1585@dmitriigriaznov15853 жыл бұрын
  • Кстати, не только изменение длины струны и частоты колебания подчиняется логарифмической функции, но также и восприятие нами изменения громкости! Для пошагового изменения громкости в аудиоустройствах обычно логарифмическую функцию и используют, чтобы казалось, что звук усиливается/уменьшается равномерно. Если использовать линейную, то будет казаться, что громкости прибавляется по чуть-чуть :) Спасибо за видео, Алексей, для меня это было новой полезной информацией! Вот интересная штука математика. Вроде бы придуманная людьми наука для того, чтобы просто считать. Сначала просто складывать, потом решили упростить запись и придумали умножение, начали изучать его свойства и пришли к степеням, а из степеней к логарифмам. Вроде бы, кажется, все просто придумали, но при этом мало того, что каждая из таких выдумок обладает какими-то своими свойствами, которые можно изучать, так еще и эти штуки прекрасно согласуются с природой. Одни числа фибоначи чего стоят! А пи? Я слышал, что число пи есть в формуле, с помощью которой можно оценить предельные размеры рыб в популяции, поймав из нее всего несколько штучек. Не помню фамилию математика, но слышал, что он жил несколько сотен лет назад и открыл какую-то область в математики и стал изучать ее свойства. Никто его открытия не оценил, потмоу что никакого реального применения этому не было. А потом уже в 20ом веке выяснилось, что где-то на квантовом уровне работают именно те свойства, которые он открыл, изучая ту область математики, которую вроде бы сам придумал. Простите, что так невнятно описал, забылась история... Я ее давно слышал. Кажется, у Алексея Семихатова. Я верю, что математика это больше, чем просто наша интрепретация реальности. Возможно, это ее часть и мы ее открываем, а не изобретаем именно потому, что наш мир функционирует по этим законам. А где есть законы, там всегда есть законотворец...

    @andrewmandrew5608@andrewmandrew56084 жыл бұрын
    • Вот - Законо-Творец !

      @100krokus@100krokus4 жыл бұрын
    • Математика - вещь!

      @albin8053@albin80533 жыл бұрын
    • Да, Вы всё хорошо написали) Математика - это основа, по которым работает мир и природа)) Поэтому только невежда может говорить, что "да математика мне не нужна, зачем мне синусы пригодятся" и тому подобные высказывания

      @alexm3093@alexm30938 ай бұрын
  • Класс!!! Спасибо за такую интересную информацию!!!

    @user-jq3fs5ht3d@user-jq3fs5ht3d Жыл бұрын
  • Давно такого не было, чтоб видео на одном дыхании просмотрел, очень интересно!

    @friendboy11@friendboy116 ай бұрын
  • Доступно, очень интересное соединение знаний. Как с Бетховеном! Спасибо

    @ariuto5510@ariuto55103 жыл бұрын
  • Спасибо за Ваши ролики!

    @antonandrievsky7060@antonandrievsky70604 жыл бұрын
  • я теперь кузнечика играть не могу - спасибо По коридору ВУЗа идет профессор. Навстречу студент: - Здравствуйте, профессор. Можно Вас спросить? - Конечно, спрашивайте, молодой человек. - Скажите, профессор, Вы когда спать ложитесь, бороду на одеяло или под одеяло кладете? После некоторой паузы: - Да, знаете, как-то не задумывался. - Ну, извините, пожалуйста. Разошлись. Через неделю зеленый профессор с кругами под глазами встречает в коридоре того же студента и хватает за грудки: - Ну ты и сволочь! Неделю уже спать не могу - и так неудобно, и так неудобно!

    @medvedlubitmed@medvedlubitmed3 жыл бұрын
  • Огромное спасибки! За тему контента! Я как технарь по образованию и как любитель музыки, ее исследования и поискам для полного понимания, того чего не до конца пока понимаю, готов слушать и вникать в любые схемы разложения и представления для вникания! Продолжайте подобное! На вас подписываюсь, ну и лайк - обязателен! Жду новых инфо-представлений! 👍🤠

    @-romeo-7775@-romeo-77758 ай бұрын
  • Потрясающе! Спасибо! Хорошего Вам лета!

    @drezden564@drezden5642 жыл бұрын
  • Прекрасно, могу Вас Алексей взять к себе на уроки профессионального вокала, с вами можно работать довольно быстро! С удовольствием смотрю всё что связано с математикой из ваших выпусков

    @boniborn@boniborn4 жыл бұрын
  • Браво! Красивое математическое объяснение музыки. СпасиБог.

    @alphaold4271@alphaold42714 жыл бұрын
    • Старый Альфа кажется, понимаю - Савватеев - Это инкарнация Сальери (который всё время хотел проверить музыку алгеброй) даже как-то фамилии немножко созвучны, в натуральной тональности разумеется.

      @100krokus@100krokus4 жыл бұрын
  • Спасибо!!! 😍 это восхитительно

    @NinRynDin@NinRynDin6 ай бұрын
  • Очень ценная закодиированная информация.Очень в практике может даже пригодиться.😁

    @timothy2909@timothy29094 жыл бұрын
  • Господи, я нихрена не могу понять, но я очень люблю музыку. Спасибо большое!

    @armadirm8363@armadirm83634 жыл бұрын
    • Armadirm Восприятие звука от Природы у нас - логарифмическое. Вот от этого все приятности и неприятности.

      @100krokus@100krokus4 жыл бұрын
    • 100krokus я понятия не имею, что такое логарифм. И сколько ни пытался понять - не получается.

      @armadirm8363@armadirm83634 жыл бұрын
  • Качество и монтаж - отличные. Очень приятно смотреть

    @ScrollFivePRO@ScrollFivePRO4 жыл бұрын
    • Объективно - нет. Снято, вероятно, одним дублем и слеплено на скорую руку, изложение невнятное, сумбурное, без чёткого продуманного сценария, с большим количеством оговорок.

      @Shpilling-Trahtung@Shpilling-Trahtung4 жыл бұрын
  • Редкого таланта человек - так запутать простые вещи.

    @user-ww6kh2kb4j@user-ww6kh2kb4j7 ай бұрын
  • Мало каналов, когда просмотрел первое для себя видео и сразу подписался, Круто, большое спасибо

    @Sanychmann@Sanychmann8 ай бұрын
  • СПАСИБО! Как бы странно это не читалось- давно хотел до конца понять ту самую разницу в 2^(1/12). Изучать переплетение математики и музыки это шикаарно, не помню, где, но слышал классную фразу "когда считаешь математику- в голове играет музыка; когда играешь музыку- в голове считается математика"

    @Rededred@Rededred4 жыл бұрын
  • Респект и уважуха автору видео! Супер! :)

    @Trenosful@Trenosful4 жыл бұрын
  • Восхитительный,Савватеев Алексей❤

    @tanya1305gu@tanya1305gu4 ай бұрын
  • Хорошо поёшь. Ничто не заставляет полутоны делать одинаковыми - это называется "равномерно темперированный строй" и он далеко не единственный в мире. Да и фиксировать высоту нот тоже не обязательно - на струнных, духовых и голосом можно исполнить любую частоту. Понятно, что времени на такие обсуждения мало (этим вопросом занимались ещё в античности, и до сих пор занимаются), но можно сделать ещё одно коротенькое видео. Но это всё мелочи. А вот что же делать с высокими гармониками типа 7й, 11й, 13й и т.п., которые вообще мимо нот попадают? А в голосе они есть (в высокой певческой форманте усиливаются аж до 20-й гармоники). Вот это действительно вопрос, на который я даже никаких намёков не могу найти. Есть ощущение, что красота или противное звучание голоса как-то с этим связаны, но нужны более точные ориентиры.

    @73budden@73budden8 ай бұрын
    • А высокие гармоники почти в любых звуках музыкальных инструментов будут, не только в голосе дело. Можно сказать, что они есть всегда, просто в разных звуках гармоники несут разную энергию, где-то будет выступать более пятая и одиннадцатая, а в другом звуке седьмая и семнадцатая торчат. Собственно, распределение энергии звука по гармоникам является одной из ключевых характеристик тембра, определяющую его "насыщенность". Крайним примером насыщенности звука может быть колокол, у которого гармоники могут нести сравнимую энергию с основным тоном и поэтому может быть даже сложно определить этот основной тон. Синусоидальная волна, которую способен выдавать почти любой синтезатор, являет собой пример звука абсолютно лишённого гармоник, только основной тон. Можете услышать пример по запросу в ютубе "sine wave 220" (или любое другое число). Подобный звук может показаться неприятным, но вернее было бы его описать как "простой" или "пустой", его проблема только в этом. Соответственно, гармоники точно связаны с красотой или противным звучанием, но эта связь для каждого человека будет разной, потому что мы тут по сути начинаем говорить о вкусовых предпочтениях. Многим людям не очень нравится синусоидальный тон, настолько, что когда-то AT&T, массово внедряя автоматические телефонные станции в Америке, добавили в них ещё один генератор на 360 ГЦ к имеющемуся на 440 ГЦ, как раз из-за жалоб абонентов на неприятный звук гудка. Мне же это гудение синусоиды почти приятно, несмотря на всю его простоту.

      @MrFullgrater@MrFullgrater6 ай бұрын
    • @@MrFullgrater вопрос в том, что будет, когда сложатся "плохие" или некратные гармоники в полифонии, например, голос+гитара, голос+хор или даже голос+эхо в помещении от прошлой ноты того же голоса. Тоже могут возникать биения.

      @73budden@73budden6 ай бұрын
  • Алексей! Вы чудо-чудовищно невероятное!!! Всегда хотела узнать научную составляющую звучания нот)) это ах...просто невероятно! Спасибо*

    @lidyasopot4840@lidyasopot48404 жыл бұрын
  • Только посмотрел лекцию "Мозг и музыка. Татьяна Владимировна Черниговская", про великих математиков и музыку, и Алексей это подтвердил, своим примером, ещё раз. Спасибо огромное!

    @sheph@sheph3 жыл бұрын
  • Не дай бог никому не встретиться с ТАКИМ учителем музыки...

    @user-yx1wm8yx2v@user-yx1wm8yx2v5 ай бұрын
  • Ну наконец-то раскидали по полочкам все эти полутона и октавы с математической точки зрения, спасибо!)) Так и думал, что в музыке есть математика..

    @leninnow@leninnow3 жыл бұрын
  • Алексей, благодарю Вас за Ваш труд! Вам Создателем дан величайший дар - объяснять сложные вещи простыми словами!🙏🏻

    @user-ls5un1uh5m@user-ls5un1uh5m3 жыл бұрын
  • 12 частей октавы - это искусственное деление, или, как говорят музыканты, равномерная темперация. Придумана она для того, чтобы любую песню можно было сыграть в любой тональности. Но природное деление на полутона - это как раз те самые 2/3, 4/3 и т.д. И песни, написанные для такой темперации даже лучше будут звучать. Но там есть косяк - если взять не ту тональность или не тот интервал, то вылезает "волчья квинта", которая будет ну очень неблагозвучна. Так что варианта 2 - либо мириться с лёгким несовершенством равномерной темперации, либо обходить определённые тональности и движения.

    @serjao9219@serjao92193 жыл бұрын
    • Вот и Ленин говорил, лучше меньше, да лучше.

      @user-sy9ps6dn3c@user-sy9ps6dn3c2 жыл бұрын
    • @@user-sy9ps6dn3c не понял, к чему вы это написали...

      @serjao9219@serjao92192 жыл бұрын
    • @@serjao9219 к тому, что лучше обходить определенные тональности для лучшего звучания других.

      @user-sy9ps6dn3c@user-sy9ps6dn3c2 жыл бұрын
    • @@user-sy9ps6dn3c не лучше. На каких-то инструментах удобнее играть в одних тональностях, на каких-то в других. Какому-то певцу проще петь в одном регистре, какому-то в другом. Так что равномерная темперация оправдана и современна. И не каждый вообще услышит отличия от математически выверенной тональности.

      @serjao9219@serjao92192 жыл бұрын
    • @@serjao9219 подсознательно услышит каждый. Теперь я понимаю, почему тайская музыка действует так благотворно на человека. Все эти расширения возможностей служат в значительной степени для того, чтобы натащить в музыку вредоносный хлам. Конечно, есть ХТК и другие. Но без равномерного строя такая гадость как Утренняя звезда в принципе не возможна.

      @user-sy9ps6dn3c@user-sy9ps6dn3c2 жыл бұрын
  • Ну наконец-то теперь стало всё понятно!!! Спасибо, конечно 🥴

    @jurab3380@jurab33805 ай бұрын
  • С первых секунд захватил внимание, очень круто!

    @xyayura@xyayura3 жыл бұрын
  • Иногда нечего не понимаю но приятно и любопытно слушать . Лайк как всегда . Спасибо )))

    @vulyk@vulyk4 жыл бұрын
  • Интересная подача. Талантливый человек не останавливается на достиженном. Он развивается, если хочет, разносторонне. Вот пример, Савватеев. Вот пример сравнение математики и музыки..Хорошая студия ,эхо классное

    @thnampat3939@thnampat39394 жыл бұрын
    • "достиженном" )

      @oksanaulula@oksanaulula4 жыл бұрын
  • Спасибо Ютьюб, хорошая попытка сделать меня чуточку умнее.

    @serhiogonchares3174@serhiogonchares31745 ай бұрын
  • Очень классно!!! Огромное спасибо за интересную информацию с точки зрения науки!!!!

    @physiconline@physiconline4 ай бұрын
  • А вот правильно, что отложили флейту. Обычно духовые настраиваются в натуральном ладу. А струнные в "современном синтетическом", в котором все полутона немного фальшивят, но отлично собираются в аккорды и замечательно описываются математически. Это не плохо и не хорошо, просто Архимед эмпирическим способом подбирал полутона наиболее приятным образом резонирующие с мозгом. И было там 2-3 полутона немного "сдвинутых". Потом лет 300 назад, настройки подкрутили, что бы они вписались в уравнение. Ровно для того, чтобы уважаемые математики показывали фокусы с половинками струны, обертонами и мажоро-минорными зависимостями. Натуральный ряд, тоже можно описать, но там математика немного сложнее, что-то связанное с фракталами, золотыми сечениями и архимедовыми винтами))))

    @vincentvega8132@vincentvega81324 жыл бұрын
    • 3/2 это ведь и есть золотое сечение?

      @alexzamyatin540@alexzamyatin5404 жыл бұрын
    • @@alexzamyatin540 приблизительно 62/38, но дьявол 😈обычно кроется в мелочах.

      @vincentvega8132@vincentvega81324 жыл бұрын
  • Деление струны на 2, 3… и тд. части очень хорошо демонстрируют флажолеты. Собственно точки на грифе эти части обычно и обозначают, и флажолеты будут на этих обозначенных ладах (на VII и XII), если слегка коснуться струны прямо над порожком и сыграть правой рукой ближе к подставке

    @eguit1@eguit14 жыл бұрын
  • Еще пара моментов сюда бы добавить: человеческое ухо (или мозг) анализирует примерно только 7 обертонов, то есть самые напряженные но при этом еще гармоничные сочетания это 8/7, 7/6, которые собственно делят кварту (4/3 = 8/7 * 7/6). И если квинта (2/3) в обычной 12 полутоновой гамме делится терциями (6/5 и 5/4) более менее точно, то вот кварта - совсем плохо, едва уловимо. Так вот самое крупное деление где все интервалы хорошо бы выражались вплоть до 8/7, а не до 6/5, как сейчас, было бы деление на 31, хотя сольфеджио на таком делении все равно даст примерно то же число основных нот, просто будет некоторая вариантность

    @sergey_lokot@sergey_lokot8 ай бұрын
  • Савватеев, ты - молоток, я тебя обожаю! Чуть - чуть, правда, закосячил, надо было с До - мажором сравнить звучание до - минора, но, все - равно, ты - бесподобен!

    @user-bm3dj9sw3o@user-bm3dj9sw3o4 ай бұрын
  • Просто супер, давайте еще что нибудь про музыку, особенно частоты интересно!

    @ivanponomarev4018@ivanponomarev40184 жыл бұрын
  • Требую продолжения ликбеза! Давайте алгеброй гармонию измерим, не только в привычном нам равномерном строе, но и с другими разберёмся. И с полиритмией.

    @nikolasharykin@nikolasharykin3 жыл бұрын
  • Умный человек, образованный, а не понимаешь простого.

    @unknown9.0.1.4@unknown9.0.1.44 жыл бұрын
  • Я люблю Савватеева. Я совершенно серьёзно. Это не шутка. Я просто кайфую от каждого видео!!!!!

    @user-yy8fn6rj6w@user-yy8fn6rj6w3 жыл бұрын
  • Прямо лекция по муз. акустике) То же самое проходили (учусь на композитора)

    @SelMichael@SelMichael4 жыл бұрын
    • Подскажи пожалуйста, какие учебники у вас по основному предмету?

      @VitaliMakhaty@VitaliMakhaty4 жыл бұрын
    • @@VitaliMakhaty ну например Месснер - Основы композиции. Когоутек - Техника композиции в музыке XX века. Но реально на специальности мы не по учебникам учимся, а через общение с педагогом все занятия проходят

      @SelMichael@SelMichael4 жыл бұрын
    • SelMichael спасибо за ответ

      @VitaliMakhaty@VitaliMakhaty4 жыл бұрын
    • У всех музыкантов одна беда. Суть музыки не в акустике, а в теоретической механике, теории колебаний, теории чисел и ещё в функциональном анализе. Наверняка я о чём-то забыл. А музыканты всей толпой всё это называют "акустикой", везде, во всех книгах. Слышали звон, да не знают где он. Акустика это дело даже не десятое, а сотое.

      @Micro-Moo@Micro-Moo3 жыл бұрын
    • А как же музыку создавали Цой, Хой и иже с ними и живые сейчас, без образования то. Для подобного рода деятельности нужно расположение духа, ну и интеллект, конечно.

      @FantamasOFF@FantamasOFF3 жыл бұрын
  • Спасибо. Становится понятнее, почему Марциан Капелла включил музыку (как гармонию) в квадривиум (второй "блок" Семи свободных искусств) наряду с арифметикой, геометрией, астрономией/астрологией... 🙄

    @user-fn4nq8gu1c@user-fn4nq8gu1c4 жыл бұрын
  • Низкий поклон. Спасибо

    @ygeng6127@ygeng61277 ай бұрын
  • Я сам программист и аккордеонист. Ещё со школы, программируя на Турбопаскале и вызывая функцию sound, заметил, что ноты ЛЯ по частотам отличаются ровно в 2 раза: sound(220), sound(440), sound(880) и т.д. И ещё тогда математически посчитал, что частоты соседних полутонов должны отличаться в 2^(1/12) раза. Но о том, почему 2^(5/12) - кварта и 2^(7/12) - квинта звучат так благозвучно, я понял только из вашего видео. Спасибо!)

    @Crotify@Crotify8 ай бұрын
  • Хорошо что я его не встретил когда только начинал учиться играть

    @user-bj7ds3nz5f@user-bj7ds3nz5f2 жыл бұрын
  • Всегда детям твердил: математика везде, а музыка эту математику поет.

    @Qreem@Qreem4 жыл бұрын
    • Qreem Поёт но... Не точно. И Веркмейстер тому порукой. :))

      @user-tj3xm3lc5w@user-tj3xm3lc5w4 жыл бұрын
  • Спасибо за информацию ) Лайк👍🏻 Хоть и некоторые вещи не понятны.

    @evarose2341@evarose23414 жыл бұрын
  • Very interesting! Thank you very much!

    @timemery973@timemery9734 ай бұрын
  • Алексей, Привет! Очень интересно! Жена назвала так: Можно петь под гитару, а можно занудствовать, как оказалось 😂

    @alexdavydov5949@alexdavydov59494 жыл бұрын
    • Жаль, что у тебя тупая жена

      @alexzamyatin540@alexzamyatin5404 жыл бұрын
    • @@alexzamyatin540 а ты смотрю тут в коментах автару подлизываеш) Молодец хороший мальчик.)

      @droogbassboombass6710@droogbassboombass67104 жыл бұрын
  • Любой, заканчивавший 57 школу, должен... я прям напрягся

    @AlexDunaykin@AlexDunaykin4 жыл бұрын
    • Знаменитая - пятисемитая.=)

      @lonetrvllr@lonetrvllr4 жыл бұрын
    • Вот почему я люблю три семерки:)

      @TheMishel67@TheMishel674 жыл бұрын
    • @@TheMishel67 а я три тройки )))

      @sozidateldobra5882@sozidateldobra58824 жыл бұрын
    • 54 тоже в теме

      @lestu930@lestu9304 жыл бұрын
    • 😁😅

      @droogbassboombass6710@droogbassboombass67104 жыл бұрын
  • Очень интересно! Спасибо!

    @FimaMillston@FimaMillston2 ай бұрын
  • Спасибо. Интересно. Тем более, сейчас сам пытаюсь разобраться в музыкальной науке.

    @vongud@vongud2 ай бұрын
  • 2^(12/19)=1.549, 2^(7/12)=1.498. Поэтому 12-ступенная темперация подходит ближе к 3/2, чем 19-ступенная. Точнее было бы при n = 41 или n = 53, но слишком большие n неудобны с практической точки зрения

    @mikalaivinskouski4856@mikalaivinskouski48564 жыл бұрын
    • а с чего вы взяли, что 12 лучше подходит? мы ведь стремимся не к 1.5, а к тому бесконечному числу с корнем

      @LoaderHard@LoaderHard10 ай бұрын
    • Про 12/19 - ошибка. Гораздо ближе 11/19. Отличается на 0.006241.... Но 7/12 всё равно гораздо ближе к квинте: 2*(7/12) отличается от полутора всего на 0.00169..., что в 3.7 раз точнее.

      @fhtagnfhtagn@fhtagnfhtagn8 ай бұрын
    • ​@@LoaderHard , 1.5 - это чистая квинта. 7 полутонов в пифагоровом строе и в натуральном строе в точности равны 1.5. При переходе на равномерно темперированный строй пришлось пожертвовать благозвучными рациональными соотношениями в пользу одинаковых интервалов. Квинта теперь не рациональное число, а иррациональное приближение к нему. Довольно неплохое. 2^(7/12) заметно ближе к чистой квинте, чем 2^(11/19). А 2^(12/19) - это уже совсем мимо.

      @fhtagnfhtagn@fhtagnfhtagn8 ай бұрын
  • Именно так я взялся за басуху. Изначально просто хорошо себе представляя что такое колебание маятника. Почти сразу пришёл к выводу что любая нота или полутон (не важно) являеться всего лишь кратностью частоты, а октава - коэффициент умножения полутона от первой октавы. Может я пришёл к музыке не с той стороны, но зато пришёл🙂🙂🙂

    @Troyans1986@Troyans19863 жыл бұрын
  • Спасибо! Класс!

    @pavelti5985@pavelti59858 ай бұрын
  • Это лучший математик среди музыкантов и лучший музыкант среди математиков

    @user-kg6xq9ez8v@user-kg6xq9ez8v3 ай бұрын
  • Эта мат. модель неплохо работает в средней части звукового диапазона. На практике хороший настройщик пианино всегда существенно завышает звуки верхних октав и занижает нижние относительно равномерной темперации, что давно замечено и описывается кривой Рейлсбека.

    @myki_zvyki@myki_zvyki3 жыл бұрын
  • Спасибо. А глубже об этом (и философичнее) писал В.Мартынов на colta.ru. И Лосев, конечно, в мудрёной книге "Музыка как предмет логики". Про то, как когда-то музыка была модальной, а не тональной и проч.

    @user-ui7ju5qw2c@user-ui7ju5qw2c4 жыл бұрын
  • Спасибо большое!

    @SergeyTrifilin@SergeyTrifilin7 ай бұрын
  • Круто! Все понятно👍

    @irynahadzhan6218@irynahadzhan62184 жыл бұрын
  • сидишь такой, смотришь-смотришь, далее с фейсом как из мема "нот бэд" берешь гитару, и начинаешь разучивать песню "звезда по имени солнце"

    @zenyforfreed5818@zenyforfreed58183 жыл бұрын
KZhead