Кварто-Квинтовый круг. Строение тональностей на

2024 ж. 23 Мам.
2 993 Рет қаралды

В этом видео я подробно расскажу как устроен кварто-квинтовый круг. Разберем строение тональностей и много других понятий из теории музыки для начинающих, порядок появления знаков при ключе в каждой гамме, поговорим про энгармонически равные, параллельные и одноименные тональности.
✅ Скачать кварто-квинтовый круг и шпаргалки можно на сайте в разделе УРОКИ: тема «Кварто-квинтовый круг"
Информация по выходу гамм на Boosty тоже будет чуть позже на этой же странице.
nota-re.ru/lessons/quarter-fi...
boosty.to/notare
_______________________
✍🏻 Подписка на Boosty за 29 руб boosty.to/notare
_______________________
💰 Поддержать канал nota-re.ru/donate
🎹Телеграм канал, где вы можете делиться своими успехами с другими пианистами t.me/nota_re_piano
🎹Сообщество В Контакте vk.com/notarepiano
🎹Блог на Дзен dzen.ru/notare
00:00 О чём будет это видео
00:39 Что такое Кварто-квинтовый круг
01:15 Буквенная нотация
02:59 Что такое гамма
03:58 12 секторов в круге и есть 12 гамм (по 2 в каждом секторе)
04:45 Строение мажорной гаммы
04:55 Строение минорной гаммы
05:34 Тональность До мажор
06:46 Тональность Ля минор
07:39 Параллельные тональности
09:05 Диезные тональности: движение по кварто-квинтовому кругу - квинтами
10:23 Что такое: интервал чистая квинта
11:17 Тоника и Доминанта
11:47 Гамма Соль Мажор с одним диезом
12:30 Гамма Ре мажор с двумя диезами
13:30 Гамма Ля мажор с тремя диезами
14:05 Порядок появления диезов
14:46 Запись знаков при ключе: диезы и бемоли
15:24 Гамма Ми мажор - четыре диеза
15:38 Гамма Си мажор - пять диезов
15:47 Гамма Фа диез мажор - шесть диезов
17:54 Замыкаем круг
18:11 Минорные тональности с диезами
18:27 Как определить знаки при ключе в минорной тональности
18:59 Бемольные тональности на кварто-квинтовом круге
20:28 Порядок появления бемолей
21:30 Почему кварто-квинтовый круг так называется
22:09 Движение квинтами и квартам по часовой и против часовой стрелки по кругу
22:45 Энгармонически равные тональности
24:55 Энгармонические эквиваленты, параллельные и одноименные тональности
25:41 Заключение

Пікірлер
  • Когда учитель что-то долго и подробно объясняет, бывает ДВЕ ситуации. Первая ситуация - дети в восторге от того, что они раньше этого не знали, а теперь в их руках такой нужный инструмент, у детей эйфория от урока. :) Вторая ситуация - дети с каждой фразой учителя погружаются во что-то сложное, запутанное, настроение падает, внимание снижается, от урока возникает усталость, урок оказался просто тратой времени. Почему так? Да очень просто. В первой ситуации детям перед уроком учитель чётко ОБЪЯСНИЛ ДЛЯ ЧЕГО будут нужны знания, полученные на уроке. Во втором случае учитель этого не сделал.. Женя прекрасно продемонстрировала вторую ситуацию. :)

    @jakovbamboosax61@jakovbamboosax61Ай бұрын
    • Тут у меня другое видение. И с Вашим оно не совпадает. На KZhead предостаточное количество роликов, которые рассказывают о том, как пользоваться кругом, но мало кто подробно объясняет, как он устроен. Потому что это сложно, а взрослые обучающиеся любят простой подход. Если вы не знаете тональностей, но у вас есть круг, вы можете транспонировать, строить аккорды и еще много всего. Но в одном ролике я услышала самую замечательную мысль: если вы выучите тональности и поймете как устроен этот круг, вам он попросту будет не нужен. Как таблица умножения: если вы ее выучили, она вам больше не нужна. (Еще автор добавил, что пианисты, откровенно говоря, им не пользуются.) У моего видео была другая задача: не рассказать как замечательно пользоваться кругом, а объяснить как в принципе устроена вся система тональностей. Почему их столько. В каком порядке они появляются и тд. Да, это сложно. Это не на раз укладывается. Но это поможет потом легко освоить все гаммы. Вам не придется смотреть на круг, чтобы найти параллельный минор, узнать сколько знаков при ключе или еще что-то. Всё это будет в вашей голове, как таблица умножения. У меня другой подход. Никто не объяснял мне, для чего нужно выучить все тональности. Для меня это было само собой разумеющееся. Гаммы надо знать и точка. Я села и все их выучила. Можно играть, конечно, и не зная тональностей. Или каждый раз смотреть. Или даже вообще не смотреть. Но, зная сейчас все гаммы, я могу сыграть любой аккорд или арпеджио ничего не высчитывая и не смотря ни на какой круг, потому что я знаю все знаки во всех тональностях. А если забыла, я знаю логику их появления. Кварто-квинтовый круг - это не про увлекательное, интересное и легкое. Это действительно сложно и возможно даже нудно. Но не сказать, что таблицу умножения дети как-то очень весело учат, потому что им объяснили зачем она понадобится.

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
    • @@Nota-Re Вот вы, Женя, уже и сделали кое-что из того, о чем я говорил - немного раскрыли тему ЗАЧЕМ и ДЛЯ ЧЕГО нужен ваш урок. Просто это можно было сделать перед уроком, подробно объяснив в ЧЁМ ПОЛЬЗА. ) Можно объяснить ребенку как ходят шахматные фигуры и.. не рассказать, что это интересная ИГРА и не рассказать о СУТИ самой игры в шахматы. Ребенку (да и взрослому) будет скучно и непонятно. Увидев увлекательную практику самой игры, ребенок САМ ЗАХОЧЕТ изучить подробные правила. Насчет таблицы умножения у меня другое мнение. Если бы детям за каждую быстро решенную задачку (где нужно умножать) давали бы по конфете, например, то они таблицу умножения изучали бы с большим удовольствием (почему? потому что знали о её ПОЛЬЗЕ, о её ПРАКТИЧЕСКОЙ ценности). 🙂

      @jakovbamboosax61@jakovbamboosax61Ай бұрын
    • @@jakovbamboosax61 😁Эх, забыла "пообещать конфетки" перед началом видео. Ну может в следующем ролике, когда начну разбирать гаммы по порядку, расскажу, как это прекрасно, когда открываешь ноты и видишь "тут от Ре по Фа мажору".... всё, дальше всё понятно) пальцы сами побежали этюд.

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
    • @@jakovbamboosax61 Но за совет спасибо! Возможно, действительно надо для мотивации (и собственно, для удержания внимания) немного плюшек в начале рассказать.

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
    • @@Nota-Re Да!! С "конфетками" будет так здорово и прекрасно 😄 Ваши уроки нужны..

      @jakovbamboosax61@jakovbamboosax61Ай бұрын
  • Какой голос приятный, уроки классные у вас! Успехов вам!

    @user-um4gg8ll2w@user-um4gg8ll2wАй бұрын
    • Спасибо! И вам успехов! И по музыкальных 🎹, и всяческих других 🤗

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
  • Женя! Лучшее для меня изложение!!!

    @svetlanalevanidova2704@svetlanalevanidova2704Ай бұрын
    • Спасибо, Светочка! Рада стараться 🌞

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
  • Спасибо большое 🙏 вам. Всё понятно, но надо смотреть несколько раз. Удачи вам 👍

    @user-gf3dm2pl5t@user-gf3dm2pl5tАй бұрын
    • Дааа)) чтобы усвоилось, надо пересмотреть несколько раз и в разных интерпретациях, вариациях. В какой-то момент - раз и пазл складывается.

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
  • Благодарность красавица❤🎉

    @user-yj8vd1si9t@user-yj8vd1si9tАй бұрын
    • И вам благодарность! 💗

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
  • "Учитесь с удовольствием" - с Вами так и есть!!!

    @svetlanalevanidova2704@svetlanalevanidova2704Ай бұрын
    • Будет моим слоганом))

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
  • Супер! Благодарю

    @user-rw9jf3sp8w@user-rw9jf3sp8wАй бұрын
  • Женя, повторю вы большая умница - все четко разложили по полочкам ))) Добавлю, что знание тональностей в кварто-квинтовом круге нужно для того, чтобы иметь возможность играть одну и ту же мелодию на произвольное количество полутонов выше или ниже. Для примера, ваша мелодия начинается с ноты "до"... петь голосом в этой тональности вам неудобно(высоко или низко), поэтому вы преобразуете(транспонируете) всю мелодию так, чтобы петь было удобно... к примеру, нота "до" преобразуется в ноту "фа", а в этой тональности как раз и появляются те самые бемоли или диезы ))) На более глубоком уровне нужно понимать, что каждая тональность имеет свою эмоционально-ментальную окраску. Именно поэтому композиторы, чтобы передать свое "настроение", выбирали ту или иную тональность. У каждого композитора, если посмотреть его нотное наследие, есть тяготение к любимым тональностям: они в них чаще писали свои произведения ))) Учить правильную аппликатуру в различных тональностях при помощи гамм тоже необходимо, чтобы научить автоматически ставить пальцы в правильных позициях(принцип позиционной игры). Ждем новых уроков )))

    @user-mt3wg3vq9r@user-mt3wg3vq9rАй бұрын
    • Спасибо большое! Да, про то, как использовать квинтовый круг надо отдельно рассказывать. По себе поняла, что эта тема укладывается не так просто как остальные. Надо сначала освоить тональности, а потом уже говорить про транспонирование и всё остальное)

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
    • @@Nota-Re Пожалуйста ))) Тема действительно многогранная. Я подхожу к данной теме практично: например мне нужно сыграть в авторской тональности с 4 бемолями некое произведение... определяю тональность, учу гамму в 2-х октавах отдельно правой рукой, отдельно левой рукой, потом 2 руками параллельно до автоматизма, т.е нарабатываю в этой тональности автоматически правильную постановку пальцев... далее учу это произведение... и мне не нужно учить сразу все 24 гаммы... я их выучу по мере необходимости... это экономит кучу сил и времени, т.к для меня главное сыграть нужное произведение, а не владеть всем инструментарием гамм и тональностей... Также с аккордами, ладами и прочими "плюшками": их объяснять имеет смысл в контексте как проще выучить конкретное произведение, иначе можно зарыться в теорию и так и не добраться до разучивания произведений... этой мой подход... мне так проще, т.к идет экономия моего времени и сил... возможно, у кого-то другая стратегия - каждому свое )))

      @user-mt3wg3vq9r@user-mt3wg3vq9rАй бұрын
    • @@user-mt3wg3vq9r Да, тут у каждого свой подход. У меня полная картинка сложилась как раз, когда в голове уложились все тональности. Гаммы и в пальцах сами уложились, их не пришлось учить. Я просто знаю какие знаки должны быть и знаю какая логика в аппликатуре в разных гаммах. Там больше понять надо, а не учить. А потом уже практикой доводишь до автоматизма. Все гаммы на 4 октавы сыграть - это 5-8 минут.

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
    • @@Nota-Re Да, у каждого свой подход, свой алгоритм восприятия реальности - мы все разные ))) С моей точки зрения, начинать стоило бы с того, чтобы объяснить как мозг воспринимает, структурирует, запоминает, фильтрует все что связано с музыкой и нотами - это базис (про это мы с вами уже говорили). Далее как читать ноты с листа(этот урок вы уже сняли). Далее как научить мозг наиболее просто запоминать нотный текст. Далее уже идут уроки из эл. теории музыки и сольфеджио... Тогда информация шла бы от "печки": мозг - вижу - играю - запоминаю - начинаю копать вглубь... Повторю, эта моя стратегия... другие стратегии я рассматриваю как равноценные, у которых тоже можно многому научиться )))

      @user-mt3wg3vq9r@user-mt3wg3vq9rАй бұрын
  • Вы правы! При каждом очередном прослушивании что-то новое всплывает!

    @svetlanalevanidova2704@svetlanalevanidova2704Ай бұрын
  • Спасибо! Очень интересно👍

    @SharmankaMusic@SharmankaMusicАй бұрын
    • Благодарю)

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
  • Первое видео, где понятно объясняют кварто - квинтовый круг 👏🏻 Спасибо !!!!!!!!!!!!!!!

    @magicreiki9310@magicreiki9310Ай бұрын
    • Спасибо за обратную связь! Очень рада, чтобы было полезно)

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
  • Четкое объяснение, понятно, сжато и нет ничего лишнего- очень понравилось.

    @user-cw9jp1tx2p@user-cw9jp1tx2pАй бұрын
    • Так рада, что меня нашли пианисты, с таким же складом ума , которым нравится моя подача🎹

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
  • Спасибо! Теперь наконец-то понятно, откуда появилось 30 тональностей. Жду уроков с разборами гамм)

    @user-xj9ew9bd2c@user-xj9ew9bd2cАй бұрын
    • На этой неделе выйдет два первых урока по До мажору и Ре мажору 🎹

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
  • Женя, продолжайте в том же духе!!! Разбор получился по полочкам!! Я конечно буду еще не раз пересматривать, чтобы устаканить в голове, но настолько все разложено💜💜💜. Я конечно ранее изучала эту тему, но именно сейчас пазл складывается🤩⚘️

    @alinavarfolomeeva5224@alinavarfolomeeva5224Ай бұрын
    • Да, непростая тема. У меня тоже далеко не сразу сложился)

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
  • очень информативно и наглядно, можно смотреть короткими интервалами и разбираться или посмотреть целиком для быстрого восстановления подзабытой информации.

    @ukulelnik9902@ukulelnik9902Ай бұрын
    • Благодарю! Приятного обучения 🎹

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
  • Для меня это всегда было высшей музыкальной математикой! 😁😅 Но с каждым разом понемногу всё становится понятнее.. А в Вашем этом уроке узнал совсем новые для себя нюансы, хотя за три года пересмотрел много подобных видео! 👍☀️

    @user-uy3bq6lx2z@user-uy3bq6lx2zАй бұрын
    • Это как с книгой) каждый раз будешь перечитывать, каждый раз будешь замечать новые детали, которые как будто в первый раз видишь.

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
    • @@Nota-Re Это да. Но ещё я отметил то, что сегодня, посмотрев три Ваших видеоурока, я в каждом из них нашёл для себя меленькие, но очень важные факты из сольфеджио, которые не знал раньше! Хотя сами эти темы мне знакомы почти наизусть в основе своей..

      @user-uy3bq6lx2z@user-uy3bq6lx2zАй бұрын
    • Какой бальзам на душу)) сразу три урока посмотрели. Спасиииибо!

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
  • Безумно интересно, но надо иметь настроенные ушки и клавиши для тренировки. Объяснение теории лучшее из всего, что слышал.

    @LexinosGenesis@LexinosGenesisАй бұрын
    • И без настроенных ушек можно) Точно вам говорю 😀 Руки у меня "настроенные", а вот с ушками беда. Но ничего)) всё равно получается.

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
  • В видео есть ошибки, оговорки. Я уже две нашла)) Не судите строго, очень сложный был монтаж 🙌 Скачать шпаргалки можно по ссылке на сайте nota-re.ru/lessons/quarter-fifth-circle

    @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
    • Очень хорошо смонтированный ролик! А где Вы обучались исскуству создания видео? Есть конкретные обучающие видео/курсы/книги, которые больше всего понравились? Мне тоже надо!)

      @OlegGultayev@OlegGultayevАй бұрын
    • @@OlegGultayev Ничего конкретного посоветовать не могу, всё изучала тут же, по роликам на KZhead. Либо смотрю длинные обучающие видео по разным инструментам в конкретной программе, либо ищу в Яндексе ответы на короткие вопросы) если ответов не находится - то пытаюсь методом тыка найти как что-то делается, потому что все редакторы плюс-минус по одному принципу работают, а если и это не получается, то придумываю другое решение))

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
  • Классно, молодец! Ещё и на вопросы отвечает. ))) Я в прошлом лабух, - теперь постигаю эту кухню. Не ведись на умников - продолжай иллюстрировать дальше, чтобы можно было легче въезжать в тему таким чайникам как я! А почему именно нота RE, а не другая - нравится жёлтый цвет, или есть какой-то другой рычаг величия?

    @user-sn3ld7kc6n@user-sn3ld7kc6nАй бұрын
    • Да, я пока размышляю, "вестись" или "не вестись" на запросы аудитории. Если говорят, что сложно и нудно, надо ли делать проще и веселее или продолжать делать так, как мне это нравится)) Нота Ре в частотах Сольфеджио - это сила, энергия, изменения, обновление и тд, мне понравилось. Ну этот домен для сайта nota-re был свободен 😁

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
  • 10:35 Привет! На самом деле на фортепиано чистых квинт нет, чистая квинта это 1,5 частоты основного тона, а на фортепиано это 1,4983. Чистый квинтовый круг расходится. Об этом надо хотя бы сказать. За материал спасибо, все очень грамотно!

    @apb64@apb64Ай бұрын
    • в октаве 12 нот, абсолютно точных интервалов между ними нет, кроме одного - октава, где соотношение частот 1/2.

      @user-bs7pz6qz8u@user-bs7pz6qz8uАй бұрын
  • Ничего не понятно , но интересно.

    @dvvvideo@dvvvideoАй бұрын
  • Хорошо, Женя! Но непонятно. Зачем это всё для "начинающих"?:) Как, впрочем, и для не начинающих. Ведь объяснить, зачем конкретно нужны все эти понятия, начиная с тональности, практически невозможно. И обсудить это людям все равно не с кем. Поэтому, остается только одно: учить и запоминать.

    @user-gb1ij3nz5y@user-gb1ij3nz5yАй бұрын
    • Для меня это в первую очередь понимание системы устройства тональностей, логики появления диезов. Каждая новая строится на идеальной пятой ступени предыдущей) как замечательно устроено))) Потом, при разборе аппликатуры: можно заметить что диезные тональности от чёрных клавиш - четвёртый палец попадает на седьмую ступень, туда где всегда появляется новый диез, а в бемольных - на четвёртую, на четвертой последний бемоль.... И тд) Из всего этого потом складывается пазл. Но в одном видео - тяжело) надо, чтобы это немного улеглось.

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
    • @@Nota-Re Это понятно. Если без этого, например, не примут в консерваторию:) Но зачем это нужно? Зачем нужны тональности, если в любой тональности можно использовать любые ноты и любые аккорды (вы же не будете это запрещать)? Диез можно интерпретировать наиболее человеческим способом - как знак для уникального обозначение пяти нот из двенадцати, только и всего. Но нет, людей заставляют запомнить и "понять" по три названия каждой ноты (только одной ноте из двенадцати повезло - два названия). Какие-то ступени, какие-то безумные названия интервалов: банальный интервал в одну ноту назвали "малой секундой" (?), а интервал в 7 нот - "чистой квинтой" (??).

      @user-gb1ij3nz5y@user-gb1ij3nz5yАй бұрын
    • @@user-gb1ij3nz5y Да, вопросов много)) как впрочем при изучении любого другого направления.

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
    • @@Nota-Re Аналогия не работает, потому что я задал мало вопросов. И на них нет ответа. Никогда не изучайте классическую теорию музыки, и тогда вы поймете музыку такой, какая она есть.

      @user-gb1ij3nz5y@user-gb1ij3nz5yАй бұрын
    • @@user-gb1ij3nz5y Классическую не изучать? А какую изучать?)

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
  • Много ошибок. Впрочем, чего можно ожидать от человека, который не в состоянии даже правильно поставить ударение в слове. Такое ощущение, что Евгения впервые прочла незнакомый текст с непонятным содержанием.

    @brazzadally@brazzadallyАй бұрын
    • В каком слове неправильное ударение?

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
    • Вы, конечно, имеете право на любые ощущения. Возможно, было бы даже неплохо, если бы всё, что мне надо было сделать - это прочитать незнакомый текст, я бы сэкономила 50 часов. Только 150 графических элементов к видео рисовала часов 8)). (Если вы когда-либо пробовали готовить сценарий, что-то снимать, монтировать, выпускать, то должны понимать о чем речь). И да, оговорки и опечатки действительно есть. А про ударение обязательно напишите. Это, правда, важно. У меня вопрос был только по слову "ступеней". Но если имеется ввиду физическая лестница, ударение на первую Е, а если последовательность или стадии, то на вторую Е. Больше нет версий. Если только не оговорилась где-то. Если не сложно, укажите источник / ресурс, где проверить ударение. Заранее благодарю!

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
  • Gospodi, skolko NENUZNYH !!!!!!!!!!!!, LISHNIH !!!!!!!!!!! slov !!! Vsio ETO !!!!!! mozno izlozit dla lubiteley yasno i prosto i GARAZDO GRAMOTNEE !!!!!!!!!!!!, PONIATNEE !!!!!!!!!!!!!!!!!!!👎👎👎👎👎👎👎👎👎👎👎👎👎👎

    @annakilian1402@annakilian1402Ай бұрын
    • Спасибо, что не прошли мимо и оставили комментарий. Замечательно, если вам нравится иной подход, меньше слов и более простое объяснение. На KZhead более сотни других популярных каналов о музыке с подходящей вам подачей. Уверена, вы найдёте себе автора по душе 😊 Удачи в обучении!

      @Nota-Re@Nota-ReАй бұрын
  • 👍 Круто!!!

    @SvetLana-xk9xk@SvetLana-xk9xkАй бұрын
KZhead