Цифровой звук и его параметры в фильме Мой друг Котельников
Цифровой звук. С какими параметрами записывать звук. Есть много мнений по этому поводу, но мало кто обосновывает свой выбор параметров квантования: частоты дискретизации и глубины дискретизации. Какую частоту выбрать 32 кГц, 44,1 кГц, 48 кГц, 96 или вообще 192 килогерца? С глубиной дело обстоит не лучше. Значения выросли с 12 и 16 бит сначала до 24 бит, а затем аж до 32 бит. К чему же ведет такое увеличение и нужно ли это? С этим нам поможет разобраться фундаментальное знание, которым поделился с миром еще в 1933 году Владимир Котельников - тот самый, который доказал свою теорему, теорему Котельникова.
Все битрейты, семплинги и глубины квантования должны выбираться из конкретных требований к фонограммам. Какие эти требования к фонограммам, вы узнаете из фильма. Что же мы слышим? Как влияют все эти цифры на наше восприятие звука?
В фильме рассказано также и о сжатии фонограмм с помощью кодеков с психоакустическими моделями сжатия. В частности, рассказано о формате сжатия MP3.
Важно сказать! В Ваших рассуждениях есть ошибка, а именно: Для восстановления без потерь, нужен бесконечный сигнал! с ограниченным спектром, в реалии такого в звукозаписи не бывает, и даже с частотам 192 и более восстановить в точности исходный сигнал нельзя! (это хорошо слышно в местах разрыва функции) Тут надо внимательнее читать формулировку теоремы. Это про частоты, про битность тоже есть неточности, современное оборудование мало шумит, а почти все сигналы компрессируются в миксе, поэтому тихие звуки становятся громче, надо понимать что на тихие звуки приходится меньше бит чем на громкие из-за логарифмической шкалы. Спасибо!
в целом, все правильно!.. и, сразу видно, что человек обладает хорошей технической базой... единственное замечание, 24bit/192KHz показывают себя когда начинаешь обрабатывать сигнал разного рода еффектами и тд. Можно провести некоторую аналогию с фото - есть jpg (который может показать вполне даж красивую картинку, если не ужимать сильно, но при последующем редактировании цветовых каналов "сплошная боль"), а есть raw (который используют фотографы для более полноценной возможности последующей корректировки, который позволяет увидеть невиданное и использовать его, хотя, опять же, глаз то не видит всего диапазона).. так же и тут - если ухо не слышит чего-то без обработки, это не значит, что после обработки будет также...
грамотный дядька....плюсую
Позвольте внести и свою лепту. Появлению звуковых карт с цап/ацп с частотами дискретизации до 192кГц, весьма рады радиолюбители. Все дело в том, что при использовании с относительно простыми SDR трансиверами или приемниками, для оцифровки или формирования IQ сигнала, при более высокой частоте квантования, радист видит, буквально видит на экране более широкий участок радио эфира, вплоть до целого диапазона частот, выделенных для любительской радиосвязи!
Еще многие пишут в комментариях "мне не дано услышать..." Поймите, в 24 бита пишут не для человека, а для компьютера (программной обработки). Он при обработке все эти числа прекрасно "переварит", зато не придется тратить ресурсы на нормализацию каждой дорожки, не возникнет переполнения при миксовании 20-40 дорожек на предельных уровнях. Внутренняя обработка в программах и так в 32 бита идет, архитектуре 32/64-разр. процессора так "удобнее".
лаконично, без воды. огромное уважение!
Спасибо. Давно хотел чтобы мне кто то это рассказал сказал.
Я получил огромное удовольствие от этого повествования. Ощущение как после вкусного торта, а сладкое я люблю. Спасибо, так держать!
Спасибо. Очень полезная информация.
Спасибо Александр. Периодически переслушиваю Ваши уроки. Видимо умнею.
Огромное вам спасибо, что теорему отсчëтов вы назвали именно теоремой Котельникова. А то в последнее время стало модным приписывать авторство этой теоремы двум другим дядькам - Шеннону и Найквисту.
Спасибо за качественный контент!
Очень интересно и доступно. Спасибо! Пошел пересматривать настройки своей звуковой карты... :)
Это не видео, это урок! Причём очень качественный урок. Лекция, называйте как хотите.
Спасибо большое. Понятно и грамотно.
спасибо за информацию
Спасибо за интересную информацию!!! Тема очень актуальная,жду новых видео. Ещё хотелось-бы узнать по подробнее зачем в радиотрансляцию вносятся предъискаженияи и каким образом реализовано цифровое радио вещание через спутник,особенно декодирование звука?
Язык подвешан. Смотреть одно удовольствие! ЛАЙК!
Молодец, приятно было посмотреть.
Насчет избыточности частот семплирования выше 40 кгц он абсолютно прав - для человеческого слуха разницы нет никакой. Однако, если вы производите манипуляции со звуком: эффекты, смешивание каналов, наложения, изменения уровня/тембра/фазы, то избыточная частота семплирования поможет держать накапливающиеся искажения вне приделов слышимого диапазона. Поэтому в профессиональной звукозаписи/звукообработке 24-32 / 192-284 это норма и стандарт де факто.