М.Казиник Русские миниатюры. М.Мусоргский

2021 ж. 11 Қар.
2 425 Рет қаралды

Михаил Казиник и пианист Андрей Шибко предлагают нам послушать отдельные фортепианные сочинения Мусоргского, которые непонятно почему забыты пианистами, музыкантами.
Михаил Казиник: «В прошлых программах мы сконцентрировались на разговоре и исполнениях миниатюр русских композиторов. Звучали миниатюры Глинки и Балакирева, Кюи и Рубинштейна, звучала очаровательная музыка Лядова.
А сегодня, как я и обещал, мы переходим к одной из самых удивительных тем наших программ - миниатюрам Модеста Петровича Мусоргского. Все те композиторы, которых мы слушали, конечно, замечательные, умные, тонкие, профессиональные… Но Мусоргский стоит особняком во всей русской культуре - он возвышается как Монблан, как Эверест!
Понятно, что «Борис Годунов» и «Хованщина», «Картинки с вставки» и «Песни и пляски смерти» - это не просто музыкальные вершины, но целые космогонические теории; это достижения не только русской музыки, но и мировой культуры - это фрески, равные фрескам Микеланджело в Ватикане. А что же писал Мусоргский, когда ему просто хотелось написать фортепианную миниатюру?.. Об этом мы сегодня поговорим…»
Андрей Шибко: «Я считаю, что Мусоргский - потрясающий мелодист вместе с его масштабом и его космогонией. Мне кажется, все шедевры и Чайковского, и Рахманинова всё же носят больший европейский оттенок. У Мусоргского это на сто процентов русский колорит…
«Полька подпрапорщик» - невероятно виртуозное сочинение, написанное Мусоргским в 13 лет, полностью опровергало утверждение, что Мусоргский плохо писал для рояля и не был фортепианным композитором. Эта полька демонстрирует все блестящие принципы пианизма и владения инструментом»
«Фортепианные сочинения Мусоргского - здесь целые пласты не открыты…», - говорит Михаил Казиник.
Послушаем «Страстный экспромт (воспоминание о Бельтове и Люббе)», написанный 20-летним Мусоргским. Чувствуется здесь создатель «Картинок с выставки» и «Бориса Годунова», в этой маленькой пьеске? Михаил Казиник и Андрей Шибко анализируют эту пьесу с этой точки зрения
Михаил Казиник: «Эта музыка очень близка европейской традиции, даже есть элемент Шопена, романтиков».
Андрей Шибко: «Безусловно, мелодика сама и вокальное начало есть. Ведь Мусоргский воспитывался на операх Верди, Беллини. Много музыки он знал. Как говорят критики, вся жизнь Мусоргского была протестом против каких-то правил, банальностей, против догм. Уже в этой музыке 20-летнего Мусоргского это отчетливо видно. Здесь нет банальностей, есть красивая мелодия, прекрасная атмосфера, здесь есть уже предпосылки для Мусоргского зрелого, но чувствуется, что это нестандартного мышления человек…
Прозвучит пьеса «Раздумье» или другое название «Размышление», которое написано за год до смерти композитора. Это время, когда он работал над операми «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», где невероятное сочетание комической оперы и такой русской драмы, которой является «Хованщина». Только великий гений мог работать одновременно над такими разноплановыми операми….
…здесь прощание со всем, что было…
Здесь нет желания быть понятным и понравиться этим сочинением. Это, возможно и отличает настоящего гения от высокоталантливого композитора"

KZhead