Антирелигиозная пропаганда и борьба с сектанством в СССР. Кинохроника 1961 года

2022 ж. 8 Сәу.
405 Рет қаралды

ХРУЩЁВСКАЯ АНТИРЕЛИГИО́ЗНАЯ КАМПАНИЯ (ХРУЩЁВСКИЕ ГОНЕНИЯ НА РЕЛИГИЮ, ХРУЩЁВСКИЕ ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ)
ОСОБЕННОСТИ
Историки выделяют несколько особенностей, характерных именно для этой кампании.
ЦЕЛЬ - ПЕРЕВОСПИТАНИЕ
Религиовед Лев Митрохин делил гонения на религию в СССР на два этапа: «воинствующий атеизм» (1920-1930-е годы) и «научный атеизм» (1950-1980-е годы). В годы «воинствующего атеизма» гонения были направлены на физическое истребление наиболее активных верующих, которые рассматривались как носители враждебной советскому государству идеологии. Однако в годы войны верующие с оружием в руках доказали свою преданность советской Родине. Поэтому позднее, в годы «научного атеизма», верующих стали считать частью советского общества, пусть и «заблудшей». В годы «научного атеизма» гонения были ориентированы на «перевоспитание» верующих, а также выставление их в неприглядном свете в глазах всего остального общества.
Сущность нового политического курса была определена в третьей Программе КПСС, принятой в 1961 году. Здесь религия названа «пережитками капитализма в сознании и поведении людей», а борьба против этих пережитков - «составной частью работы [КПСС] по коммунистическому воспитанию».
По мнению историка Елены Панич, ключевым в новой Программе КПСС стало слово «воспитание». Оно означало, что теперь партия намерена осуществлять не диктатуру пролетариата, а воспитывать достойных членов социалистического (а в перспективе - коммунистического) общества. Прописанный в этой же Программе КПСС «моральный кодекс строителя коммунизма» предусматривал, что члены социалистического общества должны сочетать в себе «духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».
ТОТАЛЬНОСТЬ КАМПАНИИ
Второй особенностью кампании стал её небывалый размах. Борьба с религией велась силами не только правоохранительной системы, но и партийных и советских органов власти, руководства и коллективов предприятий, профсоюзов, комсомола, общественных организаций. «Эта тотальность гонений должна была создать для верующих атмосферу отвержения, культурной изоляции, в которой они чувствовали бы себя гражданами второго сорта, изгоями общества, недостойными вместе со всем народом войти в светлое будущее. Одна советская поэтесса писала в те годы: „Молиться можешь ты свободно, но так, чтоб слышал Бог один“», - отметил историк Владимир Степанов.
АНТИСЕКТАНТСКИЙ АКЦЕНТ
Третьей отличительной чертой кампании была её направленность. По мнению историка Татьяны Никольской, эта кампания велась против всех религий и конфессий СССР, однако в то же время она носила ярко выраженный антисектантский характер. Так, если в 1930-е годы термины «церковники» и «сектанты» звучали одинаково негативно, то теперь слово «сектанты» звучало особенно ругательно. Именно им было посвящено значительное количество антирелигиозных публикаций в СМИ, литературных произведений и кинофильмов. Председатель Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР Алексей Пузин в закрытом докладе в 1964 году отмечал, что главным образом «сектанты» незаконно привлекались к судебной ответственности.
Ленинградский уполномоченный Совета по делам религиозных культов Н. М. Васильев в 1965 году констатировал сложившийся стереотип: «Среди рядовых, а часто и руководящих работников партийно-советского аппарата под воздействием печати или других факторов принято считать, что верующие русской православной церкви - это одно, терпимы ещё и другие исповедания, а вот сектанты - это какое-то уродство непонятное, и, несмотря на добросовестное отношение к труду, дисциплину, верующие сектанты в сравнении с другими верующими ставятся в разряд лиц, которые не заслуживают полноценного политического доверия».
(Википедия)

Пікірлер
  • *Антирелигиозная пропаганда и борьба с сектанством в СССР. Кинохроника 1961 года* _Хрущёвская антирелигио́зная кампа́ния (хрущёвские гонения на религию, хрущёвские гонения на Церковь) - период обострения борьбы с религией в СССР, пик которого пришёлся на 1958-1964 годы. Названа по имени руководителя страны того периода - Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва, которому приписывается публичное обещание к концу семилетки, то есть к 1965 году (в некоторых источниках - к 1975 году, к 1980 году), «показать последнего попа по телевизору»._ (Википедия) _Борьба с религией в значительной степени велась за счёт средств, изымаемых у самих религиозных организаций, поставленных под неослабный финансовый контроль. Значительную часть пожертвований верующих Богу приходы были вынуждены передавать в «Советский фонд мира», который, фактически, превратился в «чёрную кассу» КПСС._ (Википедия)

    @ivanivanovichivanov1009@ivanivanovichivanov10092 жыл бұрын
    • Доброго!Двух идеологий в одном государстве быть не должно.Или же религия должна работать на государство.Яркий пример-мусульманские государства.В РФ религия села на шею государства…Писания так устроены,что любой грех можно ими обьяснить. Доброго всем!

      @enverchelebi8636@enverchelebi86362 жыл бұрын
    • @@enverchelebi8636 Уважаемый пользователь _Enver Chelebi_ , спасибо за просмотр и комментарий! Очень приятно, что Вы поделились Вашим мнением с другими пользователями. Возможно Вас заинтересует аналогичное видео из новинок на канале _Ivan Ivanovich Ivanov_ : kzhead.info/sun/h96Gqb2trJ2MZHk/bejne.html Всего Вам доброго! 🤗

      @ivanivanovichivanov1009@ivanivanovichivanov10092 жыл бұрын
    • @@ivanivanovichivanov1009 Доброго!Есть Алексей Ильич Осипов и его я всего прослушал.Класс!Кириллу Табачку на бронебойном Мерсе как поверить?На Северном Кавказе,обратите внимание,и глава республики и священник (мулла,имам,устаз) всегда вместе. Доброго всем!

      @enverchelebi8636@enverchelebi86362 жыл бұрын
  • *Хрущёвская антирелигио́зная кампа́ния (хрущёвские гонения на религию, хрущёвские гонения на Церковь)* _ПРИЧИНЫ_ _Американский историк Вальтер Заватски предположил, что одной из причин начала кампании стала борьба Хрущёва за власть. На фоне разоблачения культа личности Сталина и провозглашённого после смерти Сталина коллективного руководства страной, Хрущёв постепенно отодвинул от власти своих конкурентов, перешёл к единоличному правлению и начал насаждать собственный культ личности. При этом, как писал Заватски, «если Сталин держался сдержанно и молчаливо, то Хрущёва его неуёмная натура вынуждала „фонтанировать“ все годы единоличного управления страной, вплоть до самого момента его смещения с поста руководителя Советского государства.»_ _Вторая причина, о которой пишет ряд исследователей, носила идеологический характер - к концу 1950-х годов Хрущёв начал вынашивать планы о планомерном переходе от социализма к коммунизму, в рамках которого религии уже не было места в новом, коммунистическом обществе: «Он был убеждённым коммунистом, и именно его преданностью коммунистической идеологии объясняются не только перегибы в образовательной и сельскохозяйственной политике, за которые Хрущёву сильно досталось, но и совершенно неоправданная с точки зрения политики атака на религию… религия превращалась в ненужный балласт и чрезвычайно удобного козла отпущения», - писал Заватски._ (Википедия)

    @ivanivanovichivanov1009@ivanivanovichivanov10092 жыл бұрын
    • Доброго!То что было,оно прошло.Смысла не вижу Хрущевым,Сталиным и т.д. мозги себе запудривать.Россия так устроена-с изменением правителя меняется всё!Это вам не Запад,где правитель ничего не решает.Я к тому,что собираются ‘аналитики ‘ и начинают копать назад на 100 200 300 и т.д. лет,о чём то рассуждают.Своим ‘мерилом ‘ обьясняют то время.Кто о чём думал,и кто что хотел…Доброго всем!

      @enverchelebi8636@enverchelebi86362 жыл бұрын
KZhead