Пхия Кислые источники КЧР

2022 ж. 9 Қыр.
27 886 Рет қаралды

Кислые источники в Карачаево-Черкесии о существовании которых знали только торговцы, проходившие караванным путем в Персию и обратно к Черному морю вдоль русла Большой Лабы.
группа ВК с фото: vk.com/public56755469

Пікірлер
  • Супер воспоминания Когда то с отцом в 1986г первый раз попал сюда,и полюбил на всю жизнь.потом были ещё,но вот отца уже нет.Сам живу на Американском континенте,но Курджиново,Псемен,Пхия .Это красота даже снится иногда

@teodor9504@teodor95042 ай бұрын
    • ого далеко жизнь занесла то

@mpvd@mpvd2 ай бұрын
    • Привет из Тусона, Аризона. Отец меня первый раз на Кислый в 1982 году привез. Так сердце моё там и осталось.

@Diana_Bell@Diana_Bell18 күн бұрын
    • @@Diana_Bell привет и спасибо за проявленный интерес к видео))

@mpvd@mpvd17 күн бұрын
    • ​@@mpvdа как не проявить интерес к видео если находились там по4 месяца

• 🔥🔥🔥🔥🔥🔥🔥❤❤❤❤❤❤❤ Загадочное место Горного Карачая👍

@user-ll2xk1yx2b@user-ll2xk1yx2b4 ай бұрын
  • Моя малая родина горжусь тобой

@user-jt5ei6tc3k@user-jt5ei6tc3k5 ай бұрын
  • Спасибо за ролик! Красиво! Смотрел и вспоминал свою чудесную молодость! Жил тогда в Лабинске Краснодарского края. Нас тогда собралась группа разных возрастов человек 20 и поехали на Кислый. Стояли мы там дней 10-12. Тогда я насчитал чуть больше 70 палаток там , много было людей. Хорошая погода была. Много ходили вокруг. Я с другом даже поднялись на скалу на против источников, напрямую. Там был флаг. Обратно спускались там же но уже ночью, было очень опасно и страшно. На моих брюках сзади образовалась огромная дыра… Вернулись мокрые, грязные купались в ледяной речке прямо в одежде… Много было приключений. Это очень яркое воспоминание!!! Прошло уже 50 лет, а как вчера было. Я бы с удовольствием еще бы раз поехал туда но-… живу в штатах, да и времена сейчас не простые…

@alexanderbokov4815@alexanderbokov4815 Жыл бұрын
    • да место шикарное и есть на что посмотреть, я вот был впервые и одним днем, в следующем году надо хоть на пару дней что не только источники посмотреть но и окрестности рядом.

@mpvd@mpvd Жыл бұрын
    • О я тоже в лабинске жил. Бабушка теперь живёт!

@shuk010@shuk0103 ай бұрын
    • ​@@mpvdмы с супругом работали в экспедиции от КЧР конец 80х нас автобусом отправили до заповедника , проводник был геолог , который нас вел через перевал до лагеря который находился на высоте 3000 м. , честно говоря я и плакала от усталости т.к. шли без остановки , когда добрались до вершины , нам показали лагерь и мы с супругом уже сами спускались наверное около часа , спуск тоже тяжёлый был , дошли😂 а вот продукты нам в лагерь привозили до Пьхии а потом вверх по Лабе на лошади , так же мы пешком до Пьхии 9 часов добирались а потом когда ехали лесовозы мы с ними добирались до Лабинска , в п. Пхия было очень маленькое население , магазин ,клуб и деревянный похоже на общежитие длинное помещение , когда мы пошли туда узнать сколько нужно ждать лесовоза , то обратили внимание , что работают только женщины ! Только спустя годы стали понимать что вероятнее всего это зечки , да , и дети там в школу не ходили , её там нет , там совсем недалеко от лагеря огромный водопад , ребята за водой ходили , мы купались там очень быстро т.к. вода ледяная , в палатках жили до сентября , малины крупной очень много было но уже медведем вытоптана была , фундук , и т.д. , чабаны пасли баранов , коров , наши кто умел доить коровку приносили каждый день ведро молока , сорвалась корова со скалы , зарезали и мясо нам отдали , мы в свою очередь выкопали яму и переложили мясо , да есть что вспомнить наши молодые годы ушли в работе и с нынешнем поколением трудно сравнить , приятно увидеть было снятое вами , но в тех местах ☝ однако мы небыли , мы были выше , ещё вам расскажу о таком же красивом месте с такими же серпантинам где мы также работали в экспедиции это Аксаут 2400--2800 отметка , заезжать нужно с п. Карданик и вверх , Красный Карачай , Аксаут Греческий ,там было очень много туристов , поставили бугель , катались на лыжах , были и спасатели им был выделен домик , домики , бараки всё из дерева , как и на Пьхие медведи , олени это то что я видела , горные козлы , к сожалению не помню как их называли черкесы и карачаевцы , орлы огромных размеров , которые с трудом взлетали , это зрелище необыкновенное , в эти места всегда тянуло , опасно но красиво и это отпечаталось в памяти на всю оставшуюся жизнь , после дождей обязательно происходили обвалы , серпантин освобождали для проезда , я помню как на вахтовке нас вёз Назир , обьезжая большой камень , мы чудом не упали вниз , ездил очень быстро💂‍♂️ очень хотелось бы увидеть Аксаут , уверена что вам он понравится , шахты , скорее всего уже закрыты , но думаю что там могли открыть базу отдыха , там был магазин , баня , столовая большая , клуб , бараки , на 2,8 отметке маленькая столовая и 3--4домика для проходчиков , повара ❤

@user-we8qf1dg6i@user-we8qf1dg6i3 күн бұрын
    • Какие зечки Вы о чем . Там школа начальная а потом везли в курджиновску среднюю школу. Дети жили в интернате , рассказали какую то небылицу . Я родом из тех мест и мне седьмой десяток я из вашего рассказа ни чего подобного не видела .

@user-en3ip2nd8r@user-en3ip2nd8r7 сағат бұрын
  • УНИКАЛЬНОЕ МЕСТО!!! 2 года назад по карте...меня при тянуло это место..Начала изучать!!!От Псебая до Кисловодска!!!Псебай и окрестности..были угодья..где .была царская охота!!!В горах может быть радиация!!!!Я сейчас живу в Сочи...но эти места тянут как магнит...ЧТО ТАМ ОСОБЕННОЕ!!!!Я делаю анализ по карте...

@nilaalmaz5741@nilaalmaz5741Ай бұрын
  • Ваууу как я вам благодарен за такие кадры. Именно там я служил в 1996 году. Я только что побывал в своей молодости!!! Спасибо🙏💕 на заставке имено то можно фото.

@user-ch8xn3qh8s@user-ch8xn3qh8s2 ай бұрын
    • спасибо вам за проявленный интерес))

@mpvd@mpvd2 ай бұрын
  • Какая красота, Боже пусть только люди не загадят эту неземную красоту. Да будет так ❤

@user-zi3so1iz2v@user-zi3so1iz2vАй бұрын
    • Москвичи если начнут приезжать загадят ОСТАЛЬНЫЕ нет

@_.Alina_.1@_.Alina_.14 күн бұрын
  • В 1983 году были на этих источниках с классом. Две недели незабываемого похода. В то время на камнях можно было увидеть надписи на немецком языке, говорили что эти надписи остались со времен В.О.В. так как немцы эти источники открыли и их исследовали. Жили в палатках, ходили на Санчарский перевал. Потом шли до озера Рица, откуда нас привезли в Адлер, а с Адлера мы самолетом улетели домой.

@user-sh9wo2zg9i@user-sh9wo2zg9i11 ай бұрын
    • Эти источники карачаевцы и абхазы открыли лет 200 назад. А немцы там стояли во время Великой Отечественной. Они тогда все тропы через перевалы под контроль взяли. Рвались к Чёрному морю. А когда их оттуда погнали, забили несколько источников шерстью овечьей. Нагадить хотели.

• Спасибо за обзор. Тоже туда собрались по этой дороге

@user-ww8sl6gr6z@user-ww8sl6gr6z8 ай бұрын
  • Потрясающе красиво!!!

@irinar7234@irinar7234 Жыл бұрын
    • спасибо)

@mpvd@mpvd Жыл бұрын
  • Огромное вам спасибо за видео. Аж прослезилась. ❤ До распада СССР из Абхазии вертолёт на Кислый летал и привозил отдыхающих. На самом Кислом палаточный городок был многонациональный, даже баптисты с Украины приезжали человек по 20 со своими песнями. А выше, к перевалу, на поляне палаточный городок строго грузинский. На Псху родственники с Пхии, Курджиново, Псебая в гости через перевал ходили, а с Псху на лошадях к родственникам на нашу сторону. Там в то время хорошая тропа была. Возле озера расходилась. Одна шла в центр Псху, другая на хутор и на Поляну. На 7 посту тоже палаточный городок был, а сейчас домики построили. Рашидка Темрезов хочет на Кислый лапы свои загребущие наложить. Нельзя этого допускать категорически! Такие места как Кислый должны дикими оставаться.

@Diana_Bell@Diana_Bell18 күн бұрын
    • Как ты о нем так ласковая он твои мужчина 😂

@_.Alina_.1@_.Alina_.14 күн бұрын
  • Красота!!!

@alikseif6050@alikseif6050Ай бұрын
  • Спасибо за такое видео!!! Сама живу в КЧР , но знаю, что туда дорога тяжелая.... Поэтому и не мечтаю туда попасть.... Хоть бы никто не наложил свою лапу на это чудо! Пусть народ лечится, и , дай Бог , чтобы им это помогло! Как-будто сама там побывала, спасибо! Очень люблю ездить в Архыз, но, теперь и это скоро станет нам недоступно....

@user-ch9ou4fc5d@user-ch9ou4fc5d17 күн бұрын
    • один раз но стоит побывать

@mpvd@mpvd17 күн бұрын
  • Круто!

@anatoliykazara@anatoliykazara8 ай бұрын
  • Безумно красиво! Хочу туда!😍

@taishe_ilsiriya9248@taishe_ilsiriya9248 Жыл бұрын
    • с июня сезон, пока есть время сделать пропуск и вперед))

@mpvd@mpvd Жыл бұрын
  • Лайк за такое красивое видео👍,особенно понравились подводные съёмки с пузырьками🔥

@megavolt5924@megavolt5924 Жыл бұрын
    • спасибо, да под водой прикольно смотрится))

@mpvd@mpvd Жыл бұрын
  • Пропуска выдают в Черкесске в пограничном отряде. Мы там брали, когда в 2004 году ездили 5 человек на велосипедах из Черкесска. Назад когда ехали,доехали до Пхии и через перевал Пхия перевалили в Архыз. Тогда ещё на машинах там не ездили. Сейчас не знаю.

@user-sd1lo5rv7y@user-sd1lo5rv7y10 ай бұрын
    • а сейчас дорога Архыз- Пхия строится

@mpvd@mpvd10 ай бұрын
    • ​@@mpvdс Пьхии дорога , серпантин была , по ней вывозили лес , мы геолог по ней домой доберались

@user-we8qf1dg6i@user-we8qf1dg6i3 күн бұрын
  • Спасибо, очень познавательно!

@Svettomm88@Svettomm88 Жыл бұрын
    • благодарю за просмотр

• Красивый кавказ надо ценить

@user-mw5nt4fm6c@user-mw5nt4fm6cАй бұрын
  • Я много раз там был когда в домбай ездил

@plutos08@plutos089 ай бұрын
    • а сейчас через Архыз дорога строится до Пхии

@mpvd@mpvd9 ай бұрын
  • Я там на заставе служил

@amigo0943@amigo0943 Жыл бұрын
  • Какая КРАСОТА!

@user-hw7iu7hx5o@user-hw7iu7hx5o Жыл бұрын
    • красота нереальная но и ехать по горным дорогам до такой красоты

@mpvd@mpvd Жыл бұрын
    • @@mpvd Здорово, что можно посмотреть такую красоту хоть в инете....а то с моими годами и здоровьем туда не осилить дойти. Спасибо вам!

@user-hw7iu7hx5o@user-hw7iu7hx5o Жыл бұрын
    • @@user-hw7iu7hx5o там не особо то и сложно идти всего 4км и затяжных подьемов нет

• @@user-hw7iu7hx5o так как раз съездите и вылечитесь, я там вылечил зоб

@patriot116rrus@patriot116rrus Жыл бұрын
  • Какие ледники , вода из земли идёт. Хорош, не порть впечатление.

@Ratibor1982@Ratibor1982 Жыл бұрын
  • Вот теперь пазлы сходятся куда строят эту дорогу. Люди купили кислые источники. Построят саноторий международного уровня, а дорогу прокладывают за бюджетные деньги😂

@user-fv4yn4lv5g@user-fv4yn4lv5g4 ай бұрын
  • В какой обуви о одежде надо идти по этой тропе? Утомительна ли дорога? Каким образом пить из этих источников? Реально ли пойти с бутылками и спуститься с водой пешком на таком расстоянии? Поделитесь опытом.

@sofiasofia8795@sofiasofia87959 ай бұрын
    • в обычных кроссовках был после дождя, туда и ходят или с палатками живут и пьют воду или местные на лошадях возят воду в 5л бутылях а так тащить будет накладно хоть и особых подьемов то и нет

@mpvd@mpvd8 ай бұрын
    • В спортивной обуви. Сезон июль август до 15 сентября.дальше становится холодно.Есть домики чистые кухня отдельно душ все что нужно.В этом году сделали дорогу через Архыз до полигона .В полигоне проходишь регистрацию и все..Эти места уже купила Мотвиенко.Дай Аллах чтобы они не трогали эти источники. С домиков до источников 3 км.но все это не замечаешь.Я бы там жила бы с радостью нооо.,

@sapiyat.chomaeva@sapiyat.chomaeva6 ай бұрын
    • @@mpvd это было давно сейчас уже по другому,в этом году я была там дороги и домики все как положено.

• @@sapiyat.chomaeva спасибо за ответ. Как жаль, и это место купили.

@sofiasofia8795@sofiasofia87956 ай бұрын
    • @@sapiyat.chomaeva ну если давно это год назад тогда ладно))дорога до куда уже до Пхии от Архыза?

@mpvd@mpvd6 ай бұрын
  • Приветствую, какого числа была съёмка, мы там были с о второго по шестое, может гдето и пересикались, я там уже в третий раз, нынче останавливались у Идриса с Зиной, это наши очень хорошие друзья, можем подружится, и каналами тоже, если согласен, заходи, останьмя, через пару дней и я останусь, думаю знаешь почему так, ролик супер, зачёт, лк

@riboloviyga23@riboloviyga23 Жыл бұрын
    • привет, 4го был одним днем, но естественно лучше ехать на несколько дней.

@mpvd@mpvd Жыл бұрын
    • @@mpvd на следующий год если даст бог всё будит хорошо поедим дней на 10, а 4-го был дождь

@riboloviyga23@riboloviyga23 Жыл бұрын
    • @@riboloviyga23 а заезжали не по новой дороге Архыз- Пхия?кстати все кто ездят туда часто то и пропусками заморачиваются еще в феврале через госуслуги

@mpvd@mpvd Жыл бұрын
    • @@mpvd нет, мы через Архыз, первую часть посмотрите, дорога на Кислые чернз Архыз, дальше но быстрее и дорога лучше, только надо знать когда проезжать либо до 8 утра либа в обед с 13дня до 14 либо после 18 часов

@riboloviyga23@riboloviyga23 Жыл бұрын
    • @@riboloviyga23 мы обратно через Архыз и пришлось постоять с часик))

@mpvd@mpvd Жыл бұрын
  • Виды прекрасные! Только автору со звуком бы еще поработать и туда пропуск нужен, нас туда не пустили…

@user-ms2ip5vk1p@user-ms2ip5vk1p Жыл бұрын
    • спасибо, я с пропуском был, так бы тоже не пустили, даже если как то проедешь первое кпп то второе точно не проехать

@mpvd@mpvd Жыл бұрын
  • А нужно ли оформлять пропуска и где и как если да ????

@user-js1vo8md2b@user-js1vo8md2b Жыл бұрын
    • Да, нужно. Это приграничная зона.

@irinar7234@irinar7234 Жыл бұрын
    • да обязательно, можно через госуслуги сделать пропуск и будет на весь год

• В полигоне .

@sapiyat.chomaeva@sapiyat.chomaeva6 ай бұрын
    • ​@@sapiyat.chomaevaкаком ?) адрес ?

@user-js1vo8md2b@user-js1vo8md2b5 ай бұрын
  • где они находятся ! надо точно указывать!

@minermann61@minermann61 Жыл бұрын
    • В КЧР по дороге Архыз.за шлагбаума.Оченькрасиво и главное помогает от болезней я сама была там.если берешь воду и дотронулась до камней вода уходит.т е обижается это чудо от Аллаха.Сами не увидмте и никто не поверить.сказанному..

@sapiyat.chomaeva@sapiyat.chomaeva6 ай бұрын
    • @@sapiyat.chomaeva похоже что тебя вода не излечила а наоборот ещё больше больной сделала

@minermann61@minermann616 ай бұрын
  • Слышал Кислые источники.Вопрос а кто химический состав то изучал?😊Ржавый цвет это окиси железа а их несколько выделяющиеся газы это продукты хим. реакций внутри горы теплота воды говорит о глубинных водах.Ребята да там незная состава воды можно так здоровье посадить мама не горюй.Да ниже по большой Лабе 60 км поселок Медногорск там медь добывают и уран встречается.Таблицу Менделеева посмотри элементы рядом с медью будут там.Не рискуйте здоровьем можно так желудок обжечь печень почки посадить да и онкологию хапнуть .Удачи

@user-uz4ks8rh7m@user-uz4ks8rh7m3 ай бұрын
    • Сначало немцы, после войны наши, так что все там хорошо водой)

@user-ls2iz8uz5i@user-ls2iz8uz5iАй бұрын
  • Живу в кчр ни разу не был.

@user-qb3gi7th1l@user-qb3gi7th1l4 ай бұрын
    • стоит побывать оно того стоит

@mpvd@mpvd4 ай бұрын
  • Через Архыз ехали? Если через Пхию то вам сочувствую... Через Архыз дорога 2.5 часа, а через Пхию около 7. Был там раз около десяти, хочу вернутся еще. Тем более учителю пообещал от диабета воды..

@kadzuke@kadzuke Жыл бұрын
    • да туда через Рожкао а обратно через Архыз, обе дороги стоят своего внимания, но если надо по быстрее то конечно через Архыз лучше будет да и был впервые вот обе дороги и посмотрел

@mpvd@mpvd Жыл бұрын
  • а от импотенции есть там водичка????

@minermann61@minermann61 Жыл бұрын
    • Есть.

@user-ee1ub8cd6o@user-ee1ub8cd6o9 ай бұрын
    • Коли в .... нету мОчи , не помогут вам и Сочи. Шутка.

@pritvorcik@pritvorcik4 ай бұрын
  • КАРАЧАЕВО-БАЛКАРИЯ

@amirhanebze1864@amirhanebze18647 ай бұрын
    • Карачай , это Хурзук, Учкулан и Карт -джурт.

@user-te9nm4vy5r@user-te9nm4vy5r7 ай бұрын
    • Карачаево Черкесия

• ​@@user-te9nm4vy5rКАРАЧАЙ --ЭТО ВСЯ РЕСПУБЛИКА❤

@1s2z3z7@1s2z3z75 ай бұрын
    • @@sapiyat.chomaeva именно КАРАЧАВО-БАЛКАРИЯ

@amirhanebze1864@amirhanebze18645 ай бұрын
    • ​@@user-te9nm4vy5r Двоечник, иди учи географию...

@user-ll2xk1yx2b@user-ll2xk1yx2b4 ай бұрын
  • Скоро за гадят эту природу

@user-rk2pv4kh9w@user-rk2pv4kh9w6 ай бұрын
    • Вне всякого сомнения. Скоро превратят в свалку. Чисто до тех пор , пока не ступила нога туриста.

@pritvorcik@pritvorcik4 ай бұрын
  • Абазинские земли.

@northcaucasus0981@northcaucasus09812 ай бұрын
    • 😂😂😂

@HH-xt6ue@HH-xt6ueАй бұрын
    • 😅😅😅😅

@user-hi3pw7bo6n@user-hi3pw7bo6nАй бұрын
  • Добрый вечер всем ) подскажите а где пропуск этот берут и сколько он стоит ? И так понимающая легковой машине не доехать и как быть ?

@__-rt9pr@__-rt9pr Жыл бұрын
    • вот на легковой даже смысла нет пытаться ехать тк не доедет, из Рожкао вроде бы как возят, по цене не подскажу, они же и с пропуска делают.

• @@mpvd спасибо поняла

@__-rt9pr@__-rt9pr Жыл бұрын
    • @@mpvd Почему пугаете людей дорогу сделали и на машинах можно ехать на вездеходах рек перейти.

@sapiyat.chomaeva@sapiyat.chomaeva6 ай бұрын
    • @@__-rt9pr езжайте через Архыз дорогу сделали до пограничной.на высоких машинах можно.

@sapiyat.chomaeva@sapiyat.chomaeva5 ай бұрын
  • зачем мучиться по гравийке когда с Архыза есть дорога?

@amanita.muscaria@amanita.muscaria Жыл бұрын
    • во 2м видео и есть обратная дорога через Архыз

• Большой КАРАЧАЙ,💪

@maga3617@maga36173 ай бұрын
    • Это земля не относится к Карачаю. Это абазинская земля. Это понятно даже по названиям рек и местности. Это исторический факт

@user-ch9ou4fc5d@user-ch9ou4fc5d17 күн бұрын
    • @@user-ch9ou4fc5d вообще откуда у абазин земли, скажите спасибо за то что КАРАЧАЙ вам дал сделать абазинский район,

@maga3617@maga361716 күн бұрын
    • @@maga3617 ничего себе заявочка! Историю учите!,, Ваши земли ,, так называемые, восточнее... Учкулан, Хурзук.... А эти места абазин. Сами то вы откуда пришли? Мы то здесь жили испокон веков. И усмирите гордыню! Факты, вещь упрямая! Читайте не новую историю , а хотя бы советскую

@user-ch9ou4fc5d@user-ch9ou4fc5d16 күн бұрын
    • @@user-ch9ou4fc5d где это советской истори можно почитать про абазин что-то про вас негде не упоминается,. Кроме как то что вы пришли с Абхазии и то что пишут что вы понтиская раца,

@maga3617@maga361716 күн бұрын
    • Ну, что можно ответить человеку про историю, если у него в каждом слове 2 ошибки.