Лекция 9. И.С. Бах. ХТК Том 1. № 2-3. | Композитор Иван Соколов о музыке.
О связи ХТК и Евангелия. О букве "М" в музыке и архитектуре. Какую ноту и почему изменил Шопен в фуге Баха до-диез мажор?
Lecture 9. J.S.Bach: WTC Book I, Prelude and Fugue C minor, BWV 847, Prelude and Fugue C-sharp Major, BWV 848. | Composer Ivan Sokolov about music.
The connection between The Well-Tempered Clavier and the Bible. The letter M in music and architecture. What change and why did Chopin make in his copy of Bach's C-sharp Major fugue?
00:00 Начало
00:24 Кратко о содержании предыдущей лекции и о фуге до мажор из I тома ХТК
01:05 О связи ХТК с Евангелием. Болеслав Леопольдович Яворский. Зузанна Ружичкова
03:55 Прелюдия и фуга до минор - образ пламенеющей веры (Б.Л. Яворский). Буква "М" в музыке и архитектуре
06:41 Евангелие от Луки, гл.1, стихи 38-40. Чтение. Поспешность в прелюдии. Presto в такте 28
09:36 Adagio в такте 34. Евангелие от Луки, гл.1, стихи 41-45. Чтение
11:56 Завершение прелюдии. Начало фуги - Magnificat
13:26 Евангелие от Луки, гл.1, стихи 46-56. Чтение. Псалтирь - молитвослов Богородицы и Иисуса Христа
15:16 Magnificat. Тема фуги до минор: пауза, Soli Deo Gloria, тема креста, гамма - образ Бога
18:53 Диссонансы в фуге до минор - особенность I тома ХТК. Молодость И.С. Баха
22:07 Форма фуги до минор
23:11 Двухчастность ХТК. Общее содержание прелюдий и фуг
29:13 Прелюдия и фуга до-диез мажор, BWV 848 из I тома ХТК
30:29 Прелюдия до-диез мажор, BWV 848 (фрагмент). Исполнение. Ассоциации с музыкой Рахманинова и Грига. Звоны
32:36 Исправления Баха в 1 такте. Отсутствие аккомпанемента у Моцарта (Н.Н. Каретников). Реквиема и Фантазия ре минор Моцарта
37:28 Игра света и тени в прелюдии до-диез мажор. Импрессионисты
39:37 Фуга до-диез мажор, BWV 848 из I тома ХТК. Тема, противосложение, интермедия
41:12 Отсутствие случайных знаков в теме Фуги до-диез мажор. ХТК в библиотеке Фридерика Шопена, пометки Шопена. Мировоззрение Шопена и Баха
Смотрите знаменитый цикл лекций Ивана Соколова о музыке "От Баха до наших дней" • "От Баха до наших дней... . Новая лекция каждую неделю. В каждой лекции музыкальные иллюстрации в исполнении Соколова Ивана Глебовича. Подписывайтесь на канал и приглашайте друзей!
#иван_соколов #лекции_о_музыке #ХТК_баха #ivan_sokolov #music_lectures #bach_WTC
ТАЙМКОДЫ 00:24 Кратко о содержании предыдущей лекции и о Фуге до мажор из I тома ХТК 01:05 О связи Хорошо Темперированного Клавира с Евангелием. Болеслав Леопольдович Яворский. Зузанна Ружичкова 03:55 Прелюдия и фуга до минор - образ пламенеющей веры (Б.Л. Яворский). Буква "М" в музыке и архитектуре 06:41 Евангелие от Луки, гл.1, стихи 38-40. Чтение. Поспешность в Прелюдии. Presto в такте 28 09:36 Adagio в такте 34. Евангелие от Луки, гл.1, стихи 41-45. Чтение 11:56 Завершение Прелюдии. Начало Фуги - Magnificat 13:26 Евангелие от Луки, гл.1, стихи 46-56. Чтение. Псалтирь - молитвослов Богородицы и Иисуса Христа 15:16 Magnificat. Тема Фуги до минор: пауза, Soli Deo Gloria, тема Креста, гамма - образ Бога 18:53 Диссонансы в Фуге до минор - особенность I тома ХТК. Молодость И.С. Баха 22:07 Форма фуги до минор 23:11 Двухчастность Хорошо Темперированного Клавира. Общее содержание Прелюдий и Фуг 29:13 Прелюдия и Фуга до-диез мажор из I тома ХТК 30:29 Прелюдия до-диез мажор (фрагмент). Исполнение. Ассоциации с музыкой Рахманинова и Грига. Звоны 32:36 Исправления Баха в 1 такте. Отсутствие аккомпанемента у Моцарта (Н.Н. Каретников). Реквиема и Фантазия ре минор Моцарта 37:28 Игра света и тени в Прелюдии до-диез мажор. Импрессионисты 39:37 Фуга до-диез мажор из I тома ХТК. Тема, противосложение, интермедия 41:12 Отсутствие случайных знаков в теме Фуги до-диез мажор. ХТК в библиотеке
Иван Глебович, спасибо Вам за то , что открываете нам целый мир. Я закончила музыкальную школу в 80х, играла много протзведений Баха, но никто не объяснял , не то что духовный, но , даже музыкальный смысл этих великих произведений. Спасибо Вам большое за ваш труд!
Эти лекции уже сами по себе- песни! Браво, Маэстро! Спасибо, организовавшим записи лекций!
Изумительно, просто изумительно! Великолепная прелюдия до-минор, очень популярная и сегодня. Помню, ее в 80-х годах 20-го века ее интерпретировала в своем творчестве группа "Спейс", кажется, и это было очень здорово! Теперь благодаря Вам я знаю, что первые такты этой совершенной музыки - это бег Пречистой Девы Марии к Св. Елизавете! Боже, как хорошо! Вы - счастливый человек. Всю жизнь быть в компании самых лучших композиторов, в их прекрасной музыке! Браво, маэстро, браво! Желаю Вам здравствовать и нести свет Божественной музыки, просвещая нас!
Иван Соколов - бриллиант! Мы чувствуем на себе отблески его сияния! Огромное спасибо!
Из-за ограниченности моих знаний, я понимаю где-то на 40%, но мне так интересно и так нравится, что я ещё умудряюсь пересказывать своим близким. Спасибо Спасибо всей команде этого проекта, за такие прекрасные лекции!
Каждая лекция, невероятная кладезь драгоценных знаний!!! Благодарю!!!🙌
Иван Глебович, хочу выразить вам огромную благодарность за то, что делитесь своими знаниями в открытом доступе🙏 Для меня это большая подмога🙂
Огромное Вам спасибо за бесценные лекции!
Спасибо Вам огромное! Получить такое удовольствие и приобрести такие знания просто так, не выходя из дома - это подарок. Благодарю!
Потрясающие лекции! Спасибо огромное от всего сердца за возможность причаститься к Вечности в Музыке.
Большое спасибо за лекции Бальзам на душу
Спасибо огромное за лекции ) Настоящее наслаждение - и музыкальное, и эстетическое, и этическое! низкий поклон, дорогой Иван Глебович.
Благодарю Вас! Слушаю и переслушиваю. Какие у нас есть сокровища!
Храни Вас Господь.Спасибо за Ваш труд.
Иван Глебович, спасибо вам огромное за ваши прекрасные лекции, слушаю с неисчерпаемым удовольствием!
Прекрасные лекции!!!
Браво! Прекрасная эрудиция!
Просто Бомбические Лекции!
Дорогая Мария! Таких характеристик лекциям еще не давали. Передадим Ивану Глебовичу. Будет смеяться. команда проекта.
Светлый человек! И очень знающий.
Замечательные лекции. Спасибо огромное
Спасибо Вам, Иван Глебович, за интеллектуально -духовный Праздник!
Иван Глебович - необыкновенный музыкант
да.
Комментарий в поддержку прекрасного проекта
Спасибо большое!!!
Огромное, бесконечное Вам спасибо!
Два раза послушала - мурашки по телу!
Слушаю с удовольствием! Спасибо
Благодарю за ценный, замечательный разбор произведений!
И снова слушаю- переслушиваю. Спасибо вам огромное
Великолепная лекция, спасибо!
❤ спасибо
Благодарю Вас!
Огромное спасибо. Наслаждаюсь
БЛАГОДАРЮ ВАС,ВАШИ ЛЕКЦИИ ИСТИННЫЙ ПОДАРОК!!! ПОЗВОЛЬТЕ С МОЕЙ СТОРОНЫ НЕБОЛЬШОЕ УТОЧНЕНИЕ - ПРЕЧИСТАЯ ДЕВА МАРИЯ НЕ ТОЛЬКО ТОГДА БЫЛА ДЕВОЮ ,КАК ВЫ ОБМОЛВИЛИСЬ, А ОНА БЫЛА И ОСТАЕТСЯ НА ВЕКИ ДЕВОЮ,ПРЕЧИСТОЮ БОГОРОДИЦЕЮ, ИБО ГОСПОДЬ РОДИВШИСЬ СОХРАНИЛ ЕЙ ДЕВСТВЕННОСТЬ . ЕЕ ЛОЖЕСНА БЫЛИ ЗАКРЫТЫ . .... БЛАГОДАРЮ ВАС ЕЩЕ РАЗ, ВСЕГДА ПОДОЗРЕВАЛА , ЧТО В МУЗЫКЕ БАХА СОКРЫТА НЕВЕРОЯТНАЯ ГЛУБИНА, С ПОЧТЕНИЕМ ИЗ ГРАДА ХЕРСОНА.
Гениально
невероятная красота этой музыки - рассказано легко и убедительно, в лекциях 8 и 9, в доступнейшей форме. Гм, увлекательно, что ни говори.
потрясающая, очень выразительная тематическая связь. Огромное спасибо Лектору, то есть тебе, Иван.
Музыка прелюдии 2 очень энергичная, и вовсе не маленькой девушки. Зачем такая связь событий. Не убеждена.
Может быть это энергия творца, того кто видит энергичную жизнь Марии и переживает за неё.
Внимание! В разделе ПЛЕЙЛИСТЫ создан плейлист, в котором удобное расположение лекций, начиная с первой. Желаем хорошего просмотра! Команда проекта.
Огромнейшее спасибо!!! Пусть Господь благословит вас за чудный материал!!!
Большое спасибо Вам за лекции, слушаю с удовольствием, узнаю много нового. Что касается разбора ХТК 1. Идея о связи с ХТК 1 с рождением вселенной мне более близка. Прелюдия и фуга до мажор - начало деления частиц и зарождение вселенной. Прелюдия до минор - большой взрыв и рождение вселенной, галактик и т.д. То, что увидели буквы М в левой руке и бегущую Марию, лично мне не совсем понятно. Для меня ХТК 1 - это божественное откровение с одной стороны и "таблица Менделеева" для будущих композиторов с другой. Это математика, это максимально чёткий ритм и конструкции, строгие правила исполнения.
Интересно, я такую теорию тоже слышала. Можно ли об этом где-то почитать? На русском или на немецком:)
Нам в муз.училище преподавали что-то типа того, что прелюдия C-dur это сотворение мира, фуга это уже исход из рая. А с -moll соответственно уже борьба в испорченном грехом мире. Потом помнится фуга с темой креста, вот только в какой тональности... Давно это было:)
Yes 👍🖐️
Друзья! Создан подкаст лекций Ивана Соколова! Это очень удобно и позволяет слушать аудиозапись лекций даже без интернета. НАЗВАНИЕ ПОДКАСТА: «ЛЕКЦИИ О КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ. ИВАН СОКОЛОВ.» Каждую неделю выкладывается по две лекции. Приглашаем Вас подписаться на подкаст в приложениях для смартфонов. Как это сделать? ДЛЯ СМАРТФОНОВ НА СИСТЕМЕ АНДРОИД: 1. Надо зайти в приложение Play Маркет, набрать в поисковике слово «подкасты» и установить любое приложение. 2. Открыть приложение и в строке поиска набрать название подкаста: «ЛЕКЦИИ О МУЗЫКЕ. ИВАН СОКОЛОВ.» и подписаться на подкаст. У пользователей iOS (СМАРТФОНЫ APPLE) уже предустановлено приложение Podcasts. Войдите в него и в строке поиска наберите название подкаста: «ЛЕКЦИИ О МУЗЫКЕ. ИВАН СОКОЛОВ.» и подпишитесь на подкаст. Также пользователи Apple могут сразу перейти по ссылке: podcasts.apple.com/ru/podcast/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BE-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5/id1492147099 Желаем Вам хорошего настроения и оптимизма! ПРОСИМ ВАС ПОДЕЛИТЬСЯ ЭТОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ С ДРУЗЬЯМИ. Команда проекта.
Иван Глебович! Безумно интересно слушать ваши лекции. Но что делать нам,неверующим? Я совсем не слышу в музыке великих классиков божественного начала.
Дорогая Надежда! Тогда представьте, что Вы тот счастливый зритель, которому достался билет на грандиозное представление. И Вот Вы сидите в зрительном зале и наслаждаетесь пьесой, игрой актеров и удивительными поворотами сюжета... И, может быть, когда-нибудь Вы сами вдруг станете участником этого грандиозного действия. Команда проекта.
@@user-hr8tf6tg9g большое спасибо,Иван Глебович,что уделили мне свое драгоценное время! Я-скромный учитель по классу фортепиано.Классическую музыку полюбила с раннего детства.Когда у меня на глазах появились слезы при прослушивании 40й симфонии Моцарта,я поняла,что жизнь моя будет посвящена ее Величеству - Музыке.Всю жизнь учусь,учу других,много играю на ф-но,но не отождествляю Реквием Моцарта с каким-то божественным началом или вечной жизнью. Я слышу в этой музыке что-то космическое,не от мира сего.И вряд ли когда-нибудь я прийду к Богу,хотя в этой жизни бывает даже невозможное.) Еще раз спасибо Вам!
@@user-hr8tf6tg9g Да оч интересно
Я играю эту прелюдию и фугу. Тем более было интересно, как Иван Глебович истолкует эту музыку. Мне в этой прелюдии слышится и представляется бег современного времени , ускорение и... Остановка... Пауза... А потом... побежали дальше. А как соотнести прелюдию с Библией - это уже творчество нашего времени. По-моему, никак это не Богородица. Если только она не бежала на марафонскую дистанцию.. ☺ 😎 😇 А вот фуга вполне божественна. Я обожаю и прелюдию, и фугу. Да и времени на разучивание ушло много, и сил.. Моих и моего обожаемого педагога профессора. .
Здорово сказано о музыке, как о застывшей архитектуре.И здорово что одни входят в музыкальный дом как в храм, другие - как на лесную поляну, третьи - в свою озвученную фантазию.
Люди тогда жили Богом
Всё-таки хотелось бы услышать на чём основаны эти догадки о связи евангельских сюжетов и ХТК, например.
Это не догадки, а научные труды Б. Яворского. Книга «Символизм музыки Баха» изложен так же в трудах В.Б. Носиной, из курса лекций по анализу клавирных сочинений И.С.Баха.
Прочтите книгу В. Носимой там всё есть. Б. Яворский- крупный учёный-музыковед, который занимался этой проблематикой и на основе своих исследований провёл семинар баховской музыки в 1924-25 гг.
18:50
Насчет диссонансов, когда играют именно произведения Баха (фуги) с диссонансами, то эти диссонансы не замечаются. Звучит полифония, и голоса переплетаются. Диссонансов там нету, всё звучит прекрасно и гармонично! Голоса текут, переливаются. А вот когда останавливаются на этих моментах, подобно Ивану Глебовичу на разборе пьесы, тогда конечно и слышны довольно резкие диссонансы. Поэтому, считаю, что это не аккорды с диссонансами, а просто переплетения голосов. Тут то же самое, как если бы вместо созерцания картины, мы бы остановились внимательно на каком-то одном мазке, и этот мазок показался бы неказистым и негармоничным. А кстати еще, один западный специалист по музыке, Говард Гудалл (Howard Goodall), утверждает, что в средние века диссонансы назывались церковью "дьявольскими", но во времена Баха уже начали использоваться, и композиторы, и в особенности Бах, использовали некоторые хитрости. Например т.н. называемые переходные ноты (passing notes), т.е. мелодия как бы "пронзала" встретившийся ей на пути аккорд, попутно создав диссонанс. Или т.н. задержанные ноты (suspended notes), т.е. по сути лиги, которые тоже как бы проходят сквозь последующие аккорды, опять-таки создавая тем самым диссонанс. Но звучит всё это очень даже и гармонично. Спасибо Ивану Глебовичу за лекции!))
Я думаю, у Баха была причина выбрать до-диез, а не ре-бемоль, в котором знаков меньше. Нота "ре" может символизировать Бога, и "снижать" Бога бемолем вполне могло показаться Баху неприемлемым. Шопен предпочëл ре-бемоль.
Не согласен с тем, что бемоль -- это скорбь. В основном все грустные тональности -- с диезами (практически все), с бемолями только фа-минор (у Шопена), ре-минор (у Моцарта) и си-бемоль минор
А как же до минор?? Ми бемоль минор тоже. Бетховен, Чайковский.
@@Lenochka1107 2 года назад, когда я оставлял этот комментарий, я плохо понимал музыку
Многовато религии
Бах писал для Церкви, потому и Музыка его не может существовать вне религии.
Не только музыка, но и жизнь И.С. База вся наполнена верой и творил он не для своей славы, а для славы Господней, главный вдохновитель его сочинений-Евангельские темы. Смысл которых он выражал посредством музыкальных звуков и пения. Бах прожил недолгую и скорбную жизнь( он потерял зрение) и ушёл из жизни с молитвой на устах: « Пред Престолом Твоим предстаю..» Потому религии не может быть «многовато», или она есть, или её нет.